Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 12 июля 2011 г.

Коломенский городской суд Московской области

Дело № 2- 1754 / 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего Бурякова В.Н., секретаря судебного заседания Французовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц

К Администрации сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района

Об обязании поставить на учёт газопровод

установил:

Коломенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц

Обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района об обязании поставить на учёт газопровод по адресу <адрес>.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что

Коломенской городской прокуратурой, в связи с обращением директора филиала «Коломнамежрайгаз» по вопросу неблагоприятной ситуации в области технического обслуживания объектов газового хозяйства на территории Коломенского муниципального района проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что значительная часть подземных, надземных и фасадных газопроводов на территории Коломенского муниципального района осталось без технического обслуживания (всего 49 объектов).

В <адрес> имеется бесхозяйное газопроводное сооружение - газопровод.

Газопровод протяженностью <данные изъяты> м. Место расположения относительно земли - подземное. Материал – п/э. Давление: низкое. Год ввода ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) "О газоснабжении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999 г.)

Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Отсутствие технического обслуживания объектов газового хозяйства специализированной организацией может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций на территории Коломенского муниципального района (взрывы, возгорания, причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью людей).

В соответствии с условиями договора на оказание услуг по транспортировке газа от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ГУП МО «Мособлгаз» (филиал «Коломнамежрайгаз») и МУП «МКХ Коломенского района» потребитель газа как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязан обеспечить техническое обслуживание и безопасную эксплуатацию, принадлежащих ему газопроводов. Данное требование основано на нормах Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (п.п.5.1.1), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. №9. Отсутствие технического обслуживания газопроводов специализированной организацией является грубейшим нарушением Правил безопасности.

Договор от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает право газораспределительной организации на принудительное ограничение или прекращение транспортировки газа в определенных перечисленных в тексте договора случаях, к которым относится, в том числе, и нарушение требований Правил безопасности.

Отсутствие технического обслуживания специализированной организацией определенной части газопроводов на территории Коломенского муниципального района должно повлечь за собой прекращение транспортировки газа по данным газопроводам, что приведет к прекращению газоснабжения ряда потребителей, в том числе и населения.

В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального Закона «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации утвержден «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Основой мониторинга безопасности являются наблюдения за состоянием объектов газораспределительных сооружений и характером влияния этих сооружений на окружающую среду.

Отсутствие собственника указанных газопроводов влечет неисполнение предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.

Отсутствие на объект газового хозяйства права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. отмечается в частности, что установленные меры по безопасности объектов газового хозяйства, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных объектов газового хозяйства, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Рассматриваемые объекты расположены в административных границах Радужного сельского округа Коломенского муниципального района, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Московской области с заявлением о принятии объектов газового хозяйства на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст.225 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"

Истец просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества газопровода, находящейся на территории этого муниципального образования в <адрес>.

2.Возложить на администрацию муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, прокурор Вольхина Т.А., подтвердила заявленные исковые требования.

Представитель ответчика, Балнов И.А., в судебном заседании исковые требования признала полностью пояснил, что действительно указанный газопровод имеется м в настоящее время он не имеет собственника. Администрация с/п Радужное признаёт свою обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в <адрес>.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст.225 ГК РФ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается сторонами, газопровод в <адрес> протяженностью <данные изъяты> м

в настоящее время является бесхозяйным, что подтверждается Уведомлением ФС Государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с действующим законодательством, единственным органом, уполномоченным поставить данную бесхозяйную недвижимую вещь на учёт с последующим приобретением права собственности на неё является орган местного самоуправления – ответчик по делу.

При отсутствии собственника газопроводного сооружения отсутствует орган, обеспечивающий соблюдение норм и правил при эксплуатации данного сооружения, что чревато техногенными катастрофами.

Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Из требований указанных федеральных законов в их совокупности суд делает вывод, что орган местного самоуправления не только имеет право подать заявление о регистрации имущества как бесхозяйного, но и обязан это сделать. Такая обязанность лежит на органе местного самоуправления с момента появления на территории его обслуживания бесхозяйного газопроводящего сооружения. При таких обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования с/п Радужное Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, газопровода, находящегося на территории этого муниципального образования,

должно быть признано судом незаконным, как уклонение от возложенных на него обязанностей.

Обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - газопровода ответчик признаёт.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

- Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества газопровода, находящейся на территории этого муниципального образования в <адрес>.

- Возложить на администрацию муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение

10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Буряков В.Н.