Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дело: 2-2165/2014

Дата опубликования: 9 июля 2014 г.

Красногорский городской суд Московской области

Дело № 2-2165/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что ФИО1 является неработающим инвалидом второй группы и имеет право на обеспечение льготными лекарственными средствами за счет бюджета. Истцом перенесен инфаркт миокарда в 1999 году, 2001 году, 2005 году, 2007 году. Неоднократно проходил стационарное лечение в специализированных клиниках. С учетом состояния здоровья пациенту был назначен прием следующих препаратов: Плавикс, Аспирин Кардио, Дилтиазем, Дигосксин, Карветренд, Верошпирон, Кардикет ретард, Крестор, Омез. Лекарственные препараты показаны к применению ежедневно.

Указанные препараты является жизненно необходимыми для ФИО1, поэтому он была вынуждена приобретать их за собственные денежные средства, потратив в 2012-2014 годах 192672 рубля. Обязанность обеспечить граждан лекарствами возложена законом на Министерство здравоохранения <адрес>.

С учетом изложенного, уточнив исковые требования (л.д. 53-56), ФИО1 просит взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в его пользу денежные средства в сумме 53 025 рублей, взыскать в качестве компенсации морального вреда в размере 200000 рублей, расходы по уплате услуг представителя 71500 рублей.

ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14,47), в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Министерство здравоохранения <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило (л.д. 108). В письменном отзыве представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, указав, что на основании ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год», в 2012 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составлял 604 рубля (в 2013 году – 671 рубль). В 2012 году ФИО1 был обеспечен лекарственными препаратами на сумму 12629 рублей, в 2013 году на сумму 4087 рублей 98 копеек, в 2014 году на сумму 5 681 рубль 47 копеек. Таким образом, ответчиком приняты все возможные меры для исполнения обязательств, возложенных на Министерство законом, просит в иске отказать. Кроме того, указывает, что ФИО1 по многим выписанным ему рецептам не обращался в аптечные организации (л.д. 129-132,140-143).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Как установлено Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения; инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, кроме того, - отдельными лечебными средствами и предметами ухода.

В силу положений Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатно медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 856, лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначаемыми для больных, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации».

Статьей 82 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что источниками финансового бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники.

Из текста Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Министерство здравоохранения <адрес> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, … а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, являясь в соответствии с законодательством <адрес> главным распорядителем средств бюджета <адрес>, Министерство здравоохранения <адрес> уполномочено выступать в суде от имени <адрес> в качестве представителя ответчика по искам к <адрес> о возмещении вреда, причиненного физическим лицам в результате незаконных действий Министерства или его должностных лиц.

В силу п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации за счет средств бюджета <адрес> лекарственного обеспечения отдельной категорий граждан, имеющих место жительства, в <адрес>» в обязанности Министерства здравоохранения МО входит ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета <адрес>.

Судом установлено, что ФИО1 является неработающим инвалидом второй группы, страдает атеросклерозом коронарных артерий, ишемической кардиопатией, хронической аневризмой левого желудочка, относительной недостаточностью митрального клапана (л.д. 15,16, 58). Истцом перенесен инфаркт миокарда в 1999 году, 2001 году, 2005 году, 2007 году (л.д. 17-36,44-45). Неоднократно проходил стационарное лечение в специализированных клиниках, находится на диспансерном учете в лечебном учреждении по месту жительства, имеет право на обеспечение льготными лекарственными средствами за счет федерального бюджетаожайского муниципального района и имеет право, <адрес>ка. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выполнена операция: стентирование ПКА.

С учетом состояния здоровья пациенту был назначен прием следующих препаратов: Плавикс, Аспирин Кардио, Дилтиазем, Дигосксин, Карветренд, Верошпирон, Диротон, Кардикет ретард, Крестор, Омез, Аторвастатит, Тромбо асс, Фуросемид, Нольпаза, Предуктал. Лекарственные препараты показаны к применению регулярно в комплексе. В материалах дела имеется составленный МБУЗ «Поликлиника <адрес>», список рекомендованных лекарственных средств и лекарственных средств по международному непатентованному названию (л.д. 118).

В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год № 2199-р, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, жизненно необходимыми являются следующие лекарственные средства: Плавикс, Аспирин Кардио, Дилтиазем, Дигосксин, Карветренд, Верошпирон, Кардикет ретард, Крестор, Омез, Тромбо асс, Фуросемид, Предуктал.

В установленном законом порядке врачами МБУЗ «Поликлиника <адрес>» ФИО1 были рекомендованы вышеуказанные препараты, выписаны рецепты, копии которых содержатся в материалах дела (л.д. 59-104). В 2012 году ФИО1 был обеспечен лекарственными препаратами на сумму 12629 рублей, в 2013 году на сумму 4087 рублей 98 копеек, в 2014 году на сумму 5 681 рубль 47 копеек. Данные обстоятельства подтверждены выпиской из программы «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», журналом аннулированных рецептов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленные ОАО «Мособлфармация» (л.д. 109, 110-112,113-117).

В материалах дела также имеется выписка из Единой информатизационной системы Министерства здравоохранения <адрес> за 2013, 2014 годы (л.д. 133-138). Из указанной выписки следует, что меньшая часть рецептов, выданных ФИО1 на приобретение лекарственных препаратов, обслужена, оставшиеся рецепты не обеспечены, истец по ним лекарства не получил.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 за 2012 – 2014 годы потратил на покупку лекарственных препаратов 53 025 рублей (л.д. 121-124). Министерством здравоохранения до настоящего времени ФИО1 денежные средства за приобретение препаратов за указанный период не возмещены. Однако суд не может удовлетворить требования истца в полном объеме, поскольку не все лекарственные средства, поименованные в представленных чеках, полагаются пациенту как федеральному льготнику бесплатно.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, учитывая, что права истца нарушены, суд считает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично, взыскав с Министерства здравоохранения <адрес> за счет средств федерального бюджета в его пользу денежные средства в сумме 47727 рублей 17 копеек (л.д. 121-124).

Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда взыскивается, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

У истца отсутствуют законные основания требовать компенсации морального вреда, поскольку в иске заявлены требования о взыскании денежных средств в счет оплаченных лекарственных средств. Истец указывает, что непредставление их бесплатно негативно сказалось на состоянии его здоровья, однако требований о возмещении вреда здоровью не заявляет. С учетом изложенного, в удовлетворении требований о взыскании 200000 рублей в качестве компенсации морального вреда суд решил отказать.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что ФИО1 понес расходы на оплату юридических услуг в размере 71 500 рублей (л.д. 125-128). Исходя из характера спора, понесенных затрат, количества судебных заседаний, суд считает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> расходы на оплату услуг представителя, пропорционально размеру удовлетворенных судом требовании, в сумме 10 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 денежные средства в сумме 47727 (сорока семи тысяч семисот двадцати семи) рублей 17 (семнадцати) копеек.

Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей.

В удовлетворении иска в части требований о взыскании компенсации морального вреда – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Васильева Ю.О.