Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-1646/2011

Дата опубликования: 16 мая 2011 г.

Владимирский областной суд

Дело №33-1646/2011 год Докладчик Сергеева С.М.

Судья Яшина Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Сергеевой С.М. и Самылова Ю.В.

при секретаре Гоголеве А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 12 мая 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Артемьевой Н.Н., действующей на основании доверенности, на решение Селивановского районного суда Владимирской области от 04 апреля 2011 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (Управления Росреестра по Владимирской области) по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Селивановского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, расположенного по адресу: ****

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов (перилами, настилами, пандусами, рельсами) вход в здание Селивановского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, расположенного по адресу: **** в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Васина А.С., действующего на основании доверенности, возражения на жалобу прокурора Куропаткина А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее УФРС по Владимирской области) и Селивановскому отделу УФРС по Владимирской области с требованием о признании незаконным бездействие УФРС по Владимирской области по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области, расположенного по адресу: **** **** и обязании УФРС по Владимирской области оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов (перилами, настилами, пандусами, рельсами) вход в здание Селивановского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, расположенного по адресу: **** **** в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что вход в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Здание, в котором расположен Селивановский отдел УФРС по Владимирской области является одноэтажным, нежилым, принадлежит на праве оперативного управления УФРС по Владимирской области, относится к объектам социальной инфраструктуры и является общественным. В нем предоставляются государственные услуги и, согласно ст. 5 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, то есть неопределенный круг лиц, в том числе инвалиды. Отсутствие специальных приспособлений для беспрепятственного доступа на входе в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области нарушает права неопределенного круга лиц – маломобильных граждан, предусмотренные ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст. 4,6 ФЗ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании старший помощник прокурора Селивановского района Подгорнов Н.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик- УФРС по Владимирской области направил в суд письменные возражения на иск, указав, что не согласно с исковым требованиями. В соответствии с Положением о УФРС по Владимирской области, утвержденным приказом Росреестра от 28.10.2009г. № 323, УФРС по Владимирской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и соответственно руководствуется в своих действиях Бюджетным кодексом РФ. Согласно ст.ст. 6, 219 БК РФ УФРС по Владимирской области является получателем бюджетных средств и имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов. Кроме того, согласно ст. 296 БК РФ финансирование УФРС по Владимирской области расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также сверх утвержденных лимитов, влечет наложение штрафов на руководителя Управления. Определенные виды услуг могут оказываться УФРС по Владимирской области гражданам в электронном виде. УФРС по Владимирской области не участвовало в строительстве и проектировании здания Селивановского отдела и поэтому не могло допустить каких-либо нарушений Строительных норм и правил. За период с 2005 по 2010 год на Селивановский отдел УФРС по Владимирской области жалоб и обращений, в том числе касательно затруднительного доступа в здание, не поступало.

В судебном заседании представитель УФРС по Владимирской области Бузуева С.Е. поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Артемьева Н.Н., действуя на основании доверенности, принесла кассационную жалобу, в которой просит об отмене решения в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Положения ст. 7 Конституции РФ, а также положения Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., подписанной Российской Федерацией 24.09.2008г. (Распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 N 450-рп), фактически утвердили принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов, а именно государство должно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 утверждена государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, целью которой является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задачами указанной программы являются оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости и другими средствами подъема.

Действие приведенных выше правовых документов в полной мере распространяется и на органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как на федеральные органы исполнительной власти.

Более того, суд верно указал, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, то есть неопределенный круг лиц, в том числе инвалиды.

Отсутствие специальных приспособлений для беспрепятственного доступа на входе в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области нарушает права неопределенного круга лиц – инвалидов и маломобильных граждан.

Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: **** **** в котором расположен Селивановский отдел УФРС по Владимирской области, является одноэтажным, нежилым, принадлежит на праве оперативного управления УФРС по Владимирской области, относится к объектам социальной инфраструктуры и является общественным.

При этом вход в указанное здание не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.

Учитывая изложенное выше, суд принял правильное решение об удовлетворении требований прокурора Селивановского района, признании незаконным бездействия УФРС по Владимирской области по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области и обязании УФРС по Владимирской области оборудовать специальными приспособлениями для инвалидов (перилами, настилами, пандусами, рельсами) вход в здание Селивановского отдела УФРС по Владимирской области.

Довод жалобы об отсутствии у ответчика финансирования на переоборудование здания был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не принят судом во внимание.

Документы, представленные ответчиком в обоснование указанного довода, а именно Проект сметы расходов федерального бюджета на реализацию Административного регламента, План внедрения административных регламентов, относятся к периоду 2007-2008 гг.

Из представленных сведений об обустроенности зданий и помещений, занимаемых УФРС по Владимирской области, усматривается, что в Селивановском отделе УФРС по Владимирской области были предусмотрены затраты на устройство деревянного пандуса в размере **** руб.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию Программы.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к каковым относится и УФРС по Владимирской области, рекомендовано разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы.

В указанной Программе предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на реализацию задач Программы как за счет средств федерального бюджета ( **** млн.руб.), так и за счет средств бюджетов субъектов РФ ( **** млн.руб.).

В связи с изложенным, отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности произвести необходимое переоборудование здания для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан, предусмотренной законодательством РФ.

Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применён закон, решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену или изменение.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Селивановского районного суда Владимирской области от 04 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Артемьевой Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи С.М. Сергеева

Ю.В. Самылов