Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 24 мая 2011 г.

Ростовский областной суд

Судья Зусикова Н.А. Дело № 33 - 6833

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 мая 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Чайка Е.А., Власенко А.В.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 февраля 2011 г.,

УСТАНОВИЛА:

Харабаджахова А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании включить в стаж периоды работы и назначить пенсию за выслугу лет.

В обоснование своих требований истица указала, что в соответствии с Положением "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону", утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 г. № 407, она имеет право на государственную пенсию за выслугу лет, и 30.09.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако письмом от 25.10.2010 г. ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием права на неё.

Истица считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку должности, которые она занимала, являются должностями муниципальной службы, она выполняла должностные обязанности, связанные с назначением и выплатой пенсии, в связи с чем просила обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы периоды работы в Ростовском областном отделе социального обеспечения, Департаменте социальной защиты населения Администрации Ростовской области, в Ворошиловском отделе социального обеспечения, назначить пенсию за выслугу лет с 26.09.2010 г., то есть с даты возникновения права.

В судебном заседании истица исковые требования уточнила в части даты назначения пенсии и просила суд обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 30.09.2010 г., то есть с даты обращения за назначением пенсии.

Представитель ответчика в суд не явился.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.02.2011 г. включены в стаж муниципальной службы периоды работы Харабаджаховой А.Г.: с 01.03.1985 г. по 03.02.1992 г. в должности инспектора, начальника отдела, старшего инспектора в Ростовском областном отделе социального обеспечения; с 04.02.1992 г. по 17.07.1992 г. в должности ведущего инспектора, инспектора 1 категории в Департаменте социальной защиты населения Администрации Ростовской области; с 20.07.1992 г. по 31.01.2001 г. в должности инспектора 1 категории, ведущего специалиста, главного специалиста МУСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону назначить Харабаджаховой А.Г. с 30 сентября 2010 г. пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону.

Принимая решение, суд руководствовался положениями ст.ст. 1, 2, 3, 6 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности и должности муниципальной службы г. Ростова-на-Дону» и исходил из того, что истица осуществляла оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в муниципальном учреждении, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы, следовательно, она являлась муниципальным служащим, и работа в должностях учреждений социальной защиты должна включаться в стаж муниципальной службы.

Также суд исходил из того, что государственная пенсия за выслугу лет назначается со дня регистрации в муниципальном органе заявления заинтересованного лица о назначении государственной пенсии за выслугу лет, но не ранее чем со дня возникновения права на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 1-3 Положения.

При этом суд установил, что право истицы на пенсию по выслуге лет определяется в соответствии с Положением «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону», принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 г. № 407, согласно п. 1.1. которого лица, замещавшие на 15 января 1998 года и (или) позднее должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на государственную пенсию за выслугу лет.

Суд учел, что в периоды замещения на профессиональной постоянной основе муниципальных должностей, дающих право на государственную пенсию за выслугу лет, включаются также периоды замещения соответствующих должностей на постоянной основе с 1 января 1992 года до включения указанных должностей в Реестр муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в соответствии с Областным законом Ростовской области от 29 декабря 1997 года N 56-ЗС.

При таких обстоятельствах на момент определения пенсионных прав истицы в 2010 г. у нее имелись все предусмотренные указанным Положением основания для назначения государственной пенсии за выслугу лет, поскольку необходимый стаж замещения на профессиональной основе муниципальных должностей, включенных в Единый реестр должностей муниципальных службы г. Ростова-на-Дону на момент возникновения права на пенсию она имеет.

Суд принял во внимание, что само Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону» предусматривает включение в стаж для расчета пенсии за выслугу лет периодов замещения соответствующих должностей на постоянной основе с 01.01.1992 г. до включения указанных должностей в Реестр муниципальных должностей, должностей муниципальной службы при условии, что это соответствует областному закону от 29 декабря 1997 г. № 56-ЗС.

Поскольку судом установлено, что истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в Администрацию г. Ростова-на-Дону 30.09.2010 г., представила необходимые документы, то суд посчитал необходимым обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону назначить Харабаджаховой А.Г. пенсию за выслугу лет именно с 30 сентября 2010 года.

В кассационной жалобе Администрация г. Ростова-на-Дону просит об отмене решения, указывая на то, что

в соответствии со ст. 1 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности и должности муниципальной службы г. Ростова-на-Дону» право на государственную пенсию за выслугу лет имеют лица, которые занимали должности в муниципальной службе, реестр которой был утвержден представительным органом местного самоуправления.

Так как истица была уволена 31.01.2001 г. в порядке перевода в ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с должности главного специалиста МУСЗН в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону, а на момент ее увольнения указанная должность не относилась к должностям муниципальной службы в соответствии с Единым реестром должностей муниципальной службы, то вывод суда первой инстанции о том, что замещаемая ею должность предусмотрена Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Ростовской области, утвержденным Областным законом № 56-ЗС от 29.12.1997 г., что, независимо от включения указанной должности в Единый реестр должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону на январь 2001 г., дает истице право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, необоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Харабаджахову А.Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Спорным обстоятельством, возникшим при разрешения вопроса о назначении истице государственной пенсии за выслугу лет в должности муниципальной службы, явилось наличие у обратившегося лица статуса муниципального служащего, позволяющего получить право на указанную пенсию в соответствии с Положением «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону», принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 г. № 407.

В соответствии со статьей первой Положения правом на указанную пенсию пользуются, в частности, лица, замещавшие на 15.01.1998 г. и (или) позднее должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, при увольнении с муниципальной службы по ряду оснований, к которым относится и перевод муниципального служащего города Ростова-на-Дону с его согласия в другую организацию, что подразумевается истицей в ее увольнении и приеме в порядке перевода из МУСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в территориальный орган Пенсионного фонда РФ наряду с другими работниками, занимавшимися вопросами назначения и выплаты пенсий.

Суд проверил и оценил в соответствии с законодательством, действовавшим в период увольнения истицы из МУСЗН, структуру органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону, порядок организации и прохождения в ней муниципальной службы, характер и специфические особенности этой службы в подразделениях, образующих органы местного самоуправления, неотъемлемой частью которых являлись муниципальные учреждения социальной защиты населения, созданные в порядке реорганизации на основании Постановления Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 24.08.1994 г. № 1146 и находящиеся в ведении администраций районов города.

Суд установил, что учредителем муниципальных органов социальной защиты населения является Комитет по управлению имуществом города Ростова-на-Дону, которым они создаются, реорганизуются и ликвидируются по представлению администраций районов города или Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону. Для осуществления намеченной деятельности Комитет предоставил муниципальным учреждениям социальной защиты основные средства, финансирование учреждений осуществляется, в первую очередь, из средств местного бюджета.

Результаты проведенного анализа позволили суду прийти к выводу о том, что истица, занимавшая ведущую должность в муниципальном учреждении, которое является одним из подразделений Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону и обеспечивает исполнение полномочий данного органа местного самоуправления в сфере социальной защиты населения, исполняла обязанности по должности муниципальной службы, поскольку порядок исполнения этих обязанностей определялся муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными и областными законами, за их исполнение из средств местного бюджета ей предоставлялось денежное содержание.

Суд правильно указал, что внесенное решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 10.08.2001 г. № 27 дополнение в Единый реестр должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону в части включения в него лишь с 1.07.2000 г. должности главного специалиста МУСЗН не может рассматриваться как обстоятельство, формально препятствующее признанию за истицей статуса муниципального служащего на момент увольнения из МУСЗН 31.01.2001 г., если в остальном ее реальная деятельность в указанной должности соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющих должности муниципальной службы.

Сделанные судом выводы согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде его решений, о том, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет устанавливать такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. При установлении специальных норм пенсионного обеспечения критерии дифференциации в условиях приобретения права на пенсию, избираемые законодателем, должны быть объективно оправданы и обоснованы, а различия допустимы только тогда, когда преследуются конституционно значимые цели, требующие соразмерных правовых средств.

С учетом изложенного вывод суда о наличии у истицы права на оспариваемую пенсию является правомерным.

Доводы кассационной жалобы являются результатом индивидуального толкования кассатором норм права, регулирующего спорные правоотношения. Эти доводы рассматривались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, для изменения которой в ходе кассационного рассмотрения дела нет оснований, так как в жалобе не указываются обстоятельства, не учтенные судом первой инстанции и способные повлечь иные выводы.

Руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи