Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Новости

20 мая 2014 г.

Пенсионер? Докажи, что работал!

Материал освещает проблему защиты прав пенсионеров

Компании и иные работодатели обязаны перечислять пенсионные взносы с каждого выплаченного сотруднику рубля, но сами наемные работники не всегда могут контролировать руководство компаний. Тогда как ответственность за незаконные действия работодателей чиновники нередко возлагают на самих граждан.

 

В советское время при назначении пенсии учитывался трудовой стаж, для доказательства которого достигшему соответствующего возраста гражданину достаточно было предъявить трудовую книжку или собрать справки. Теперь же Пенсионный фонд РФ (ПФР) берет в расчет только страховой стаж – периоды, в течение которых работодатель перечислял взносы за претендующего на получение пенсии сотрудника.

 

Капитализм – это учет

Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ПФР был принят еще в 1995 году. Он предусматривал, что на каждого гражданина заводится отдельный лицевой счет, на котором учитываются все поступившие взносы.

В настоящее время работодатели ежеквартально передают в ПФР исчерпывающую информацию о начислениях и взносах. Самому же гражданину, чтобы получить такие сведения, необходимо запросить так называемое расширенное извещение о состоянии индивидуального лицевого счета. Это можно сделать в самих офисах ПФР – дважды съездив в, возможно, отдаленный районный или областной центр и прождав до 30 дней. Альтернативный вариант есть у зарегистрированных пользователей Единого портала государственных услуг (функций) – соответствующая справка в электронном виде предоставляется в режиме онлайн.

Большинство трудящихся редко проверяют свои пенсионные накопления. О проблемах многие узнают, только когда достигают пенсионного возраста, – выясняется, что исчисленный ПФР страховой стаж порой существенно отличается от трудового. Виной тому – недобросовестные работодатели, которые не перечисляли взносы или не предоставляли надлежащую отчетность (персонифицированные сведения).

 

«Ё» и «е» встретились в суде

Хотя утвержденные Правительством России правила гарантируют гражданам право самим предоставлять подтверждающие стаж документы, в том числе трудовые книжки и приказы, но попытки доказать чиновникам право на получение полноценной пенсии чаще всего оказываются безрезультатными.

В такой ситуации оказалась жительница города Воскресенск Московской области Алла Хортова. Комиссия отделения ПФР отказалась зачесть в стаж время ее работы в должности ученицы продавца магазина, младшего продавца и контролера «Воскресенского торга». Чиновники сочли поставленную в трудовой книжке печать нечитаемой, а в расчетных ведомостях по начислению заработной платы обнаружили ошибку в годе рождения. Отвергли в ПФР и выданную муниципалитетом архивную справку, так как девичья фамилия истицы в ней указывалась как «Воробьева», а не «Воробьёва». На этом основании комиссия пришла к выводу, что идентифицировать работающее лицо, а также подтвердить сведения о приеме и переводе, невозможно.

Служители Фемиды отвергли такие доводы чиновников. Проанализировав все представленные материалы, суд признал указанные несоответствия следствием технических ошибок, а другие анкетные данные достаточными для достоверной идентификации истицы. Кроме того, судья Олег Калинин вынужден был напомнить ПФР Правила русской орфографии и пунктуации (утвержденные Министерством просвещения РСФСР еще в 1956 году и изучаемые всеми в школе) – написание букв «е» и «ё» приравнивается. «Помимо этого, оформление документов в надлежащем порядке – обязанность работодателя, но не работника», – заключил суд, полностью удовлетворяя исковые требования.

 

Кто не работает – тот не ест

В то же время для учета страхового стажа важен факт не самой работы, а начисления заработной платы. В первую очередь это касается так называемых внештатников – лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (подряда, поручения, авторским и так далее). С выплачиваемых по ним вознаграждений также должны перечисляться взносы в ПФР и предоставляться персонифицированные сведения.

Например, петербурженка Наумова потребовала от ПФР зачесть все время ее работы в ЗАО «Медный всадник», хотя согласно представленным работодателем данным индивидуального учета, она трудилась там только три месяца. Уточнить эту информацию уже не представлялось возможным, так как компания прекратила хозяйственную деятельность (была «брошена» владельцами).

Но и имеющиеся в деле материалы позволили суду прийти к выводу, что на самом деле истица работала по договору агентирования. Сведения о стаже по такому контракту могут быть приняты при наличии отметки об его исполнении с указанием конкретной даты или акта приемки работы. Но таких документов истица не имела, то есть не смогла доказать, что реально трудилась (выполняла функции агента) и получала вознаграждение больше признанных ПФР трех месяцев. Поэтому суд отказался зачесть спорный период в страховой стаж.

 

Виртуальные «Черемушки»

В некоторых случаях надзорные органы пытаются предупредить подобные споры и защитить трудящихся у недобросовестных работодателей граждан.

Например, прокурор города Новочеркасска подал иск против ООО «Обслуживающая организация «Черемушки», которая не сдавала данные индивидуального (персонифицированного) учета. «Это влечет нарушение интересов государства в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное обеспечение», – заявил представитель прокуратуры. Суд полностью удовлетворил иск, обязав компанию предоставить отчетность в ПФР. Вот только вряд ли решение будет исполнено – как и петербургский «Медный всадник», это юридическое лицо де-факто не существует: на судебное разбирательство его представители не явились, а отправленная по официальному адресу повестка вернулась в суд.

Сам ПФР, как ни странно, такие иски подавать не уполномочен. Более того, до 2014 года работодатели могли избежать ответственности за непредставление персонифицированных сведений. Ведь установленный законом штраф рассчитывался в процентном отношении к начисленной сумме пенсионных взносов, а при их отсутствии, соответственно, равнялся нулю. Теперь ситуация изменилась, пусть даже и незначительно: с этого года индивидуальные сведения представляются вместе с общим отчетом по начислениям (форме РСВ-1), а за его отсутствие компания должна быть оштрафована как минимум на тысячу рублей. 

 

 


Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза

 

>>> Все статьи проекта ПравоНАправо