Решение
Дата опубликования: 24 мая 2011 г.
Волгоградский областной суд
Судья – Рыжова Л.А. дело № 33- 4309/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Мун Г.И.,
судей: Павловой Л.А., Самойловой Н.Г.,
при секретаре: Давидян С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Плютина Д.И. об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области.
по кассационной жалобе комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 04февраля 2011года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Плютина Д.И. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять учетное дело Плютина Д.И. и оформить соответствующие документы и направить органам местного самоуправления для вручения Плютину Д.И. гарантийного письма.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Павловой Л.А., объяснения представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области Мелиховой Е.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Плютина Д.И., его представителя Плютина А.Д., представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Сарамсковой А.Ш., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Плютин Д.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области.
В обоснование требований указал, что он является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Постановлением администрации городского округа – город Волжский № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и его учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Письмом председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Считает, что данный отказ нарушает его законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах», просит признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет устранить нарушение прав Плютина Д.И., поскольку Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, возвращая его учетное дело и лишая его права на получение социальной выплаты на приобретение достойного жилого помещения жилья вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской федерации, Положением о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденным Постановлением Главы администрации Волгоградской области и в нарушение Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным.
Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Плютин А.Д. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Постановлением администрации городского округа – город Волжский № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и его учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Письмом председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Удовлетворяя заявление Плютина Д.И., и, признавая действия Комитета по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Плютина Д.И., Комитет вышел за пределы своих полномочий.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.
Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.
Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.
Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Плютина Д.И. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.
Согласно положениям ст.ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах», также в соответствии с Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что Плютин Д.И. зарегистрирован и проживает в квартире площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ является его <данные изъяты> Плютин А.Д.
В указанной квартире также зарегистрирована, помимо Плютина Д.И. и Плютина Н.Г. ( <данные изъяты> Плютина Д.И.).
Установлено, что на период дарения истец с <данные изъяты> проживали в данной квартире, договорных отношений с <данные изъяты> – собственником квартиры не имелось.
<данные изъяты> истца Плютину А.Д. также на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> в которой также зарегистрированы его <данные изъяты> – Плютина Л.П., и <данные изъяты> Томарева Л.А., Плютина И.А.
В соответствии с Городским положением об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 04.06.2010 года №60-ВГД, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.05.2010 года №16/3, для признания граждан нуждающимися в жилом помещении установлена учетная норма жилой площади жилого помещения менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
В данном случае площадь жилых помещений, приходящаяся на членов семьи собственника от общей площади помещений, составляет более учетной нормы.
При таких обстоятельствах, вывод Комитета по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области о том, что по имеющимся в материалах учетного дела документам у Плютина Д.И. отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета является правомерным.
Ссылки суда на то обстоятельство, что решение о признании Плютина Д.И. получателем социальных выплат принято уполномоченным на то органом и не отменено в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о неправомерности действий Комитета по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области, поскольку как указывалось выше Комитет является координирующим органом для органа местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно в его компетенции находится проверка обоснованности принятых в этой области решений.
Кроме того, учитывая, что Комитет по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области готовит и предоставляет на утверждение Главе администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включение в указанный проект Плютина Д.И., который на сегодняшний день таким правом не обладает, свидетельствовало бы об утверждении Главой администрации Волгоградской области заведомо незаконного распоряжения.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым, отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Плютину Д.И. в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 04февраля 2011года-отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении требований Плютина Д.И. о признании незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению его учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять учетное дело и оформить соответствующие документы и направить органам местного самоуправления для вручения Плютину Д.И. гарантийного письма – отказать.
Председательствующий:
Судьи: