Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 25 мая 2011 г.

Ростовский областной суд

Судья Абасова С.Г. Дело № 33-6635

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«19» мая 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе:

председательствующего : Хомич С.В.

судей: Барановой Н.В., Славгородской Е.Н.

при секретаре : Луневой О.С.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Барановой Н.В. дело по кассационным жалобам администрации г. Гуково Ростовской области, Министерства энергетики РФ на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 16.03.2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что Абраменко Л.Г. является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 3.11.2001г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12). Постановлением Главы администрации <адрес> от 9.08.2010г. дом № 12 по <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим, Абраменко Л.Г. как собственник жилья подлежащего сносу, обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о включении в Список на предоставление социальной выплаты членов ее семьи- супруга Абраменко М.В., сына Абраменко А.М., дочери Абраменко О.М., сына Абраменко Д.М., его супруги Абраменко Г.В. и несовершеннолетней дочери (внучки собственника) Абраменко Софии, 2009г. рождения. Однако Администрация отказала в удовлетворении просьбы, ссылаясь на то, что указанные граждане не относятся к членам семьи собственника жилья. Отказ ответчика включить в список на переселение указанных членов семьи собственника жилого помещения истцы считают необоснованным, так как на момент формирования списков на переселение все они были зарегистрированы и проживали в спорной квартире, являлись и являются одной семьей, ведут совместное хозяйство, имеют общий семейный бюджет, заботятся друг о друге. На основании изложенного истцы просят суд признать Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В. несовершеннолетнюю Абраменко С.Д., членами семьи собственника жилого помещения Абраменко Л.Г.; обязать Министерство энергетики РФ выделить денежные средства на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Г.Г. составом семьи из 7 человек, включая саму Абраменко Л.Г., из расчета 126 кв.м.

В судебном заседании истцы Абраменко Л.Г., Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., действующая в своих интересах, в интересах несовершеннолетней дочери Абраменко С.Д., поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации <адрес>, действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что в соответствии действующим законодательством жена сына, внучка не являются членами семьи собственника жилого помещения и могут быть признаны таковыми только по решению суда.

Представитель ответчика - Министерства энергетики РФ в суд не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Представитель соответчика - Федерального государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом; представил в суд письменные возражения по иску.В письменном отзыве, представитель ФГУ «ГУРШ» указал, что Правилами предоставления межбюджетных трансфертов реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428, о содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого и ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт; получателями средств федерального бюджета на финансирование сноса ветхого жилья и переселение граждан являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления- получателя бюджетных средств, то есть администрации. ФГУ «ГУРШ» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку его Уставом не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение.

Решением Гуковского районного суда Ростовской области от 16.03.2011 года суд признал Абраменко Г.В., несовершеннолетнюю Абраменко С.Д., 2009г. рождения, членами семьи Абраменко Л.Г. для получения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит».

Обязал Администрацию <адрес> включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого- <адрес> в <адрес> семью Абраменко Л.Г. в составе 7 человек - саму Абраменко Л.Г., ее супруга Абраменко М.В., сына Абраменко А.М., дочь Абраменко О.М., сына Абраменко Д.М., жену сына Абраменко Г.В. и несовершеннолетнюю внучку Абраменко С.Д., 2009г. рождения, и определен размер социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью 126 кв. метров для семьи из 7 человек.

Обязал Министерство энергетики РФ определить размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого жилья, в соответствии со списком граждан, подлежащих переселению, с учетом предоставления социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г составом семьи 7 человек, из расчета 126 кв.м.

В кассационной жалобе администрация <адрес> – мэр <адрес> Горенко В.А. просит решение суда отменить, в части обязании администрации Гуково включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого- <адрес> в <адрес> семью Абраменко Л.Г. в составе 7 человек и определить размер социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью 126 кв. метров для семьи из 7 человек, и дело в указанной части направить на новое рассмотрение. В обоснование указанных требований, кассатор ссылается на то, что суд в нарушение положений ч.3 ст.196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных исковых требований, т.к. вышеуказанные требования истцами не заявлялись. Кроме того, решение суда в указанной части представляется преждевременным и подлежит урегулированию в досудебном порядке. Ранее отказ во включении в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого администрацией <адрес> был дан правомерно, поскольку супруга сына собственника Абраменко Г.В. и её несовершеннолетняя дочь Абраменко Софья, в силу ст. 31 ЖК РФ не являлись членами семьи собственника. Вместе с тем, поскольку в настоящее время решением суда указанные лица признаны членами семьи собственника, ничто не препятствует повторному обращению истцов в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит решение суда отменить, как незаконное в части обязания Министерства энергетики РФ определить размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого жилья, в соответствии со списком граждан, подлежащих переселению, с учетом предоставления социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г составом семьи 7 человек, из расчета 126 кв.м. В обоснование своих требований кассатор ссылается на то, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N2 428 (далее - Правила) межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков при условии представления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Минэнерго России сведений о количестве переселяемых семей, высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации <адрес>- Мельниченко Э.В., действующего по доверенности, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, и исходил из того, что все указанные в иске лица с Абраменко Л.Г. (всего 7 человек), проживали и были зарегистрированы, постоянно проживали в <адрес> в <адрес>, принадлежащей Абраменко Л.Г., на момент признания жилого дома ветхим, непригодным для постоянного проживания в результате ведения горных работ ликвидируемого угольного предприятия- шахты «Антрацит» ( на август 2010г.).

При таких данных, поскольку формирование, уточнение списков и установление окон очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, суд считает посчитал необходимым обязать Администрацию <адрес> включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого Абраменко Л.Г. и ее семью, всего 7 человек, рассчитав размер социальной выплаты для приобретения жилья по норме, установленной для семьи из 7 человек - 126 кв. метров, и, как следствие обязал Минэнерго России выделить денежные средства на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г. в количестве 7 человек из расчета 126 кв.м.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, и выйти за пределы требований по своей инициативе суд может в случаях, прямо предусмотренных законом.

Однако, истцами требование об обязании Администрации <адрес> включить в списки на предоставление социальных выплат, не заявлялось, соответственно суд вышел за пределы исковых требований.

Согласно пункт 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шах-терских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", социальные выплаты направляются на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Исходя из смысла указанного положения Правил предоставление социальных выплат - межбюджетных трансфертов имеет своей целью компенсацию со стороны государства ветхого жилищного фонда, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах (п. 5, п. 8 Правил).

Размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении (п.11 Правил).

Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку, на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.

Кроме того, социальные выплаты предоставляются в порядке очередности, устанавливаемой местной администрацией. Также необходимо учитывать, что Минэнерго России направляет местным администрациям весь объем выделенных денежных средств, которые распределяются местной администрацией в соответствии с установленной очередностью.

В связи с чем, обязание Министерство энергетики Российской Федерации определить размер межбюджетных трансфертов, является преждевременным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решением суда в оспариваемой кассаторами части подлежит отмене, поскольку вынесено без реализации истцами своих прав на включение в Списки в досудебном порядке, предусмотренном законом. Так как допущенные судом первой инстанции нарушения, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, решение суда надлежит передать на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, определить юридически значимые обстоятельства, дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным доказательствам и постановить решение в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гуковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части обязания Администрации <адрес> включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого- <адрес> в <адрес> семью Абраменко ФИО17 в составе 7 человек - саму Абраменко ФИО18, ее супруга Абраменко ФИО19, сына Абраменко ФИО20, дочь Абраменко ФИО21, сына Абраменко ФИО22 жену сына Абраменко ФИО23 и несовершеннолетнюю внучку Абраменко ФИО24, 2009г. рождения и определить размер социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью 126 кв. метров для семьи из 7 человек, и в части обязания Министерства энергетики РФ определить размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого жилья, в соответствии со списком граждан, подлежащих переселению, с учетом предоставления социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко ФИО25, составом семьи 7 человек включая саму Абраменко ФИО26, ее супруга Абраменко ФИО27, сына Абраменко ФИО28, дочь Абраменко ФИО29, сына Абраменко ФИО30, жену сына Абраменко ФИО31 и несовершеннолетнюю внучку Абраменко ФИО32, 2009г. рождения, из расчета 126 кв.м. – отменить.

В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: