Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 27 мая 2011 г.

Ростовский областной суд

Судья Абасова С.Г. Дело № 33 – 6832

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 мая 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Чайка Е.А., Абрамова Д.М.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

с участием прокурора Акимова В.В.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационной жалобе Администрации г. Гуково и по кассационному представлению помощника прокурора г. Гуково на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 18 марта 2011 г.,

УСТАНОВИЛА:

Бежуашвили Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Гуково о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

В обоснование своих требований истица указала, что она состояла с ответчиком в трудовых отношениях, в последнее время - в должности муниципальной службы главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково, где проработала до 1 мая 2010 г.

1 мая 2010 г. отдел защиты прав потребителей, торговли и общественного питания был исключен из структуры Администрации г. Гуково, его полномочия были переданы вновь созданному отраслевому органу Администрации г. Гуково - Департаменту имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково (ДИО), однако её во вновь созданный орган не перевели. О произошедших в структуре Администрации г. Гуково изменениях и о том, что ее должность была сокращена, она узнала только 10.09.2010 г., по выходу на работу после временной нетрудоспособности.

30.11.2010 г. распоряжением от 26.11.2010 г. она была уволена с должности главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково по сокращению штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

По мнению истицы, она была уволена без законного основания и с нарушением установленного законом порядка, поскольку фактически в Администрации г. Гуково ее должность была не сокращена, а преобразована в должность главного специалиста сектора торговли и защиты прав потребителей Департамента имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково; при увольнении ее по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ответчиком не был соблюден двухмесячный срок уведомления о предстоящем увольнении, не была исполнена обязанность по трудоустройству ее на вакантные должности; на момент предупреждения о предстоящем увольнении должности главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково уже не существовало, а она занимала должность главного специалиста Администрации г. Гуково, о сокращении указанной должности её не предупреждали, следовательно, у ответчика отсутствовали основания для ее увольнения.

Кроме того, истица считает, что при сокращении штата ответчик не учёл её преимущественного права на оставление на работе, и вновь созданные вакантные места в секторе торговли и защиты прав потребителей Департамента имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково ответчик ей не предложил, хотя они полностью отвечали ее квалификации. В то же время специалисты, переведённые во вновь созданный сектор, в отличие от неё, не имеют специального торгового образования, обладают существенно меньшим опытом и стажем работы в сфере торговли и защиты прав потребителей, а также меньшей квалификацией. Кроме того, у них на иждивении не находятся члены их семей.

Нарушение закона, по её мнению, выразилось также в том, что при сокращении её должности из штата Администрации г. Гуково ответчик не уведомил о предстоящем сокращении выборный орган первичной профсоюзной организации.

По этим основаниям истица, после уточнения требований, просила суд восстановить ее на работе в Администрации г. Гуково в прежней должности, взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 1 по 18 марта (14 рабочих дней) в сумме <данные изъяты>.

Представители ответчика и привлеченного судом в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково иск не признали.

Суд постановил решение, которым признал незаконным увольнение Бежуашвили Е.А. на основании распоряжения Администрации г. Гуково от 26.11.2010 г. по сокращению штата по п. 2 ст. 81 ТК РФ; восстановил её на работе в должности муниципальной службы главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково с 1 декабря 2010 года, признав за ней право на получение среднего заработка за дни вынужденного прогула в период с 1 декабря 2010 г. по 18 марта 2011 года; взыскать с Администрации г. Гуково в пользу Бежуашвили Е.А. средний заработок за время вынужденного прогула с 1 марта по 18 марта 2011 года (13 рабочих дней) в сумме <данные изъяты>., в остальной части иска о взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула отказал; взыскать с Администрации г. Гуково государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.

Принимая решение, суд установил, что на момент увольнения истица занимала должность главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания.

Этот отдел входил в структуру администрации г. Гуково на правах структурного подразделения.

Решением Гуковской городской Думы от 15 апреля 2010 г. утверждена структура Администрации г. Гуково в новой редакции, согласно которой отдел защиты прав потребителей, торговли и общественного питания подлежал исключению из структуры Администрации г. Гуково с передачей его полномочий Комитету по управлению имуществом (до создания и регистрации Департамента имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково).

Постановлением Администрации г. Гуково от 28 апреля 2010 г. на основании указанного решения Думы с 1 мая 2010 г. МУ «Комитет по управлению имуществом г. Гуково» были делегированы полномочия по осуществлению деятельности, предусмотренной законом РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части рассмотрения жалоб потребителей, консультирования потребителей по вопросам защиты их прав и обращение в суды в защиту прав потребителей; по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, переданные на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных городских округов в Ростовской области в соответствии с Областным законом от 20.10.2005 г. № 374-3C. Указанные полномочия переданы МУ «КУИ» до принятия Гуковской городской Думой положения «О Департаменте имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей г. Гуково» и регистрации его в соответствии с действующим законодательством в налоговом органе.

30 апреля 2010 г. три сотрудника отдела были уволены в связи с переводом на работу в Комитет по управлению имуществом.

Распоряжением Администрации г. Гуково от 30 апреля 2010 г. № 56 были внесены изменения в штатное расписание, в частности, с 1 мая 2010 г. исключены из штатного расписания Администрации г. Гуково ряд должностей отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания, а именно заведующего отделом, специалиста 1 категории, ведущего специалиста, ведущего специалиста (0,5 ставки), инспектора отдела (0,5 ставки).

В штатном расписании Администрации г. Гуково на 20 июля 2010 г. в отделе защиты прав потребителей, торговли и общественного питания значилась одна должность - главного специалиста, которую занимала истица.

Постановлением Администрации г. Гуково от 19 мая 2010 г. № 234 в связи с делегированием Комитету по управлению имуществом полномочий отдела по защите прав потребителей, торговли и общественного питания и полномочий по лицензированию на розничную продажу алкогольной продукции утверждено с 1 мая 2010 г. штатное расписание Комитета по управлению имуществом.

В период с 3 мая 2010 г. по 9 сентября 2010 г. главный специалист отдела по защите прав потребителей, торговли и общественному питанию Бежуашвили Е.А. не работала на указанной должности в связи с временной нетрудоспособностью.

Распоряжением Администрации г. Гуково от 29 сентября 2010 г. № 222 в штатное расписание Администрации внесены изменения, касающиеся исключения из штатного расписания с 1 декабря 2010 г. отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания с должностью муниципальной службы главного специалиста

30 сентября 2010 г. Бежуашвили Е.А. была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата по ст.81 п.2 Трудового кодекса РФ.

В этот же день Администрацией г. Гуково в соответствии со ст. 82 ТК РФ было направлено в профсоюзную организацию работников Администрации г. Гуково сообщение о предстоящем увольнении истицы и затребовано мнение профсоюзной организации по этому вопросу. 6 октября 2010 г. на заседании профсоюзного комитета Администрации г. Гуково был рассмотрен в опрос об увольнении, возражений по поводу расторжения трудового договора с истцом не поступило.

30.09.2010 г. в Центр занятости населения г. Гуково направлена информация о сокращении в Администрации г. Гуково с 1 декабря 2010 г. численности (штата) работников в количестве 3 единиц.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае действительно имело место сокращение штата (численности) в Администрации г. Гуково, причем сокращению подлежала именно должность истицы, а не какая-либо иная.

Доводы о несоблюдении ответчиком требований о преимущественном праве на оставление на работе суд нашёл несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае имело место сокращение единственной остававшейся в штатном расписании должности главного специалиста.

В соответствии с действующим законодательством истица была своевременно предупреждена о предстоящем увольнении; работодателем было получено мнение профсоюзного комитета по ее увольнению в связи с сокращением штата.

При решении вопроса о правомерности действий ответчика в части исполнения обязанности предоставить работнику другую имеющуюся у работодателя работу в том же или другом органе местного самоуправления суд установил, что Администрацией г. Гуково была истребована информация о наличии вакантных должностей муниципальной службы в отраслевых (функциональных) органах Администрации, являющихся юридическими лицами и имеющих право самостоятельного приема (увольнения) работников, - Управлении социальной защиты населения, Отделе образования, Отделе культуры, Отделе ЗАГС, Департаменте имущественных отношений, торговли и защиты прав потребителей, Финансовом отделе, Отделе по физической культуре и спорту на 30 сентября 2010 г., то есть на день предупреждения истицы о предстоящем увольнении, а также на дату её увольнения. Из указанных учреждений были получены ответы об отсутствии вакансий на указанную дату.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истицы из указанных органов Администрации были дополнительно истребованы сведения о наличии в период с 30 сентября по 30 ноября 2010 г., то есть в двухмесячный период до увольнения истца, вакантных должностей муниципальной службы и иных вакантных должностей.

Согласно полученной информации, в УСЗН г. Гуково 6.10.2010 г. имело место увольнение специалиста 2 категории (должность муниципальной службы); на указанную должность был переведен сотрудник УСЗН из другого сектора, а на его должность 12.10.2010 г. был принят новый работник.

Также установлено, что в октябре 2010 г. в Администрации г. Гуково имело место увольнение сотрудника <данные изъяты> службы: распоряжением от 5 октября 2010 г. уволен <данные изъяты> С. 8 октября 2010 г. по собственному желанию; таким образом, имелась вакантная должность, которая истице предложена не была.

В связи с этим суд указал, что в нарушение закона ответчик, предупредив истицу о предстоящем увольнении, не предложил ей имеющиеся вакантные должности, а также не принял меры по установлению наличия таковых в его самостоятельных структурных подразделениях, ограничившись запросом информации на начало и окончание двухмесячного периода предупреждения работника о предстоящем увольнении. Указанное, по мнению суда, свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка увольнения по сокращению штата, а потому увольнение не может быть признано законным, и истица подлежит восстановлению на прежней работе с выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула.

В кассационной жалобе Администрация г. Гуково просит решение отменить в части восстановления Бежуашвили Е.А. на работе в должности муниципальной службы главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково и взыскания госпошлины, указывая на то, что восстановление её в прежней должности невозможно, поскольку такая должность у ответчика отсутствует, и он не может обеспечить ей выполнение этой трудовой функции.

Кассатор считает также необоснованным решение в части взыскания госпошлины, от уплаты которой он освобождён в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения в части взыскания госпошлины, поскольку оно противоречит п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалобы и представления, заслушав представителя Администрации г. Гуково Мельниченко Э.В., представителя Бежуашвили Е.А. адвоката Ерешко Т.А., заключение прокурора, поддержавшего кассационное представление и полагавшего, что решение в части взыскания госпошлины подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что в случае незаконного увольнения сотрудник подлежит восстановлению на той работе и в той должности, с которой он был уволен.

Незаконность произведенного Администрацией г. Гуково увольнения Бежуашвили Е.А. судом установлена и ответчиком фактически не оспаривается. При таком положении восстановление истицы на работе в должности муниципальной службы главного специалиста отдела защиты прав потребителей, торговли и общественного питания Администрации г. Гуково соответствует требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы в этой части являются результатом субъективного толкования заявителем положений действующего законодательства. Оснований к отмене решения в указанной части по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

В то же время доводы кассаторов в части взыскания госпошлины заслуживают внимания.

Статья 333.36 НК РФ предусматривает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Указанная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, и не поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

Однако при постановлении решения эти положения закона судом учтены не были, в связи с чем решение в указанной части является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гуковского городского суда Ростовской области от 18 марта 2011 г. в части взыскания с Администрации г. Гуково государственной пошлины в доход государства в сумме 839 руб. 21 коп. отменить.

В остальной части оставить решение без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Гуково – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи