Решение
Дата опубликования: 27 мая 2011 г.
Ростовский областной суд
Судья Лазуревская В.Ф. Дело № 33 – 6821
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 мая 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей Чайка Е.А., Абрамова Д.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационной жалобе Администрации Орловского района на решение Орловского районного суда Ростовской области от 30 марта 2011 г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
В обоснование своих требований прокурор указал, что постановлением администрации Орловского района Ростовской области от 11.02.2011 г. № 76 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе» создано постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка в Орловском районе, утвержден его состав и положение о нем.
Данное постановление, по мнению прокурора, является незаконным, содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно: нормативный правовой акт принят за пределами компетенции органа местного самоуправления, в нарушение Указа Президента РФ от 11.12.2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.
Прокурор считает, что указанное постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы неопределённого круга лиц на территории Орловского района, при этом в тексте постановления не имеется указания о вступлении его в силу.
По этим основаниям прокурор просил признать постановление администрации Орловского района Ростовской области от 11.02.2011 г. № 76 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе» противоречащим закону.
Представитель Администрации Орловского района Ростовской области против удовлетворения требований возражал.
Решением суда от 30.03.2011 г. постановление администрации Орловского района Ростовской области от 11.02.2011 г. № 76 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе» признано недействующим в полном объеме с 11.02.2011 года.
Принимая решение, суд руководствовался ст. 15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего круг вопросов, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, и установил, что среди них отсутствуют полномочия по созданию постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка и утверждению Положения о нём в Орловском районе. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.12.2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации образуются высшим должностным лицом субъектов Российской Федерации.
В связи с этим суд пришёл к выводу, что постановление Администрации Орловского района от 11.02.2011 г. № 76 противоречит Указу Президента РФ от 11.12.2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».
Доводы представителя администрации Орловского района о том, что оспариваемое постановление может быть отменено после отмены пункта 3 Постановления Администрации Ростовской области от 03.02.2011 г. № 35 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области», суд не принял во внимание, указав, что п. 3 указанного Постановления Администрации Ростовской области от 03.02.2011 г. № 35 носит рекомендательный характер.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что оспариваемое прокурором постановление признаками нормативного акта не обладает, поскольку не содержит правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на изменение или прекращение существующих правоотношений, опубликовано в официальных средствах массовой информации не было, а потому решение является незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Акимова В.В., полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" устанавливает обязательность создания в субъектах Российской Федерации координационных совещаний и определяет задачи их деятельности. В пределах установленных задач в субъекте Российской Федерации высшее должностное лицо устанавливает конкретные формы деятельности координационного совещания путем определения его состава и порядка деятельности.
В целях реализации Указа Президента РФ принято постановление № 35 от 03.02.2011 года «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области», которым предусмотрено создание действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области, утверждены его состав и Положение о постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ростовской области (пункты 1-2). Пунктом 3 постановления органам местного самоуправления рекомендовано создать аналогичные координирующие органы.
Постановлением администрации Орловского района Ростовской области от 11.02.2011 г. № 76 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе» создано постоянно действующее координационное совещание по обеспечению правопорядка в Орловском районе, утвержден его состав и положение о нем.
Судебная коллегия считает, что создание органом местного самоуправления координационного совещания в соответствии с рекомендацией Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области не является нарушением ни Указа Президента РФ, ни Федеральных законов.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в частности: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст. 14); создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (п. 33 ч. 1 ст. 14).
В силу статьи 15 этого же Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1 ч. 1); организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п. 8).
Следовательно, участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма является одним из направлений обеспечения правопорядка, прямо предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Конкретные формы координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка не определены, поэтому координация может реализовываться в различных формах, не запрещенных законом.
При таком положении вывод суда о том, что полномочия по созданию координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе не относятся к ведению органов местного самоуправления, является несостоятельным, в связи с чем решение о признании оспариваемого постановления недействующим подлежит отмене.
Учитывая, что установления новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Проанализировав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления Администрация Орловского района Ростовской области действовала в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Довод заявления о том, что Указом Президента РФ не предусмотрено создание координационных совещаний в муниципальных образованиях, суд находит необоснованным. Указ принят в рамках реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения правопорядка, и не направлен на всестороннее регулирование данных вопросов, что следует из анализа содержания Указа.
Обязательность создания совещаний из пункта 3 постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области № 35 от 03.02.2011 г. также не следует, вместе с тем издание постановления Администрации Орловского района от 11.02.2011 г. № 76 не предполагает выполнение органами местного самоуправления несвойственных им функций и полномочий.
Из содержания постановления нельзя сделать вывод ни о нарушении прав и свобод граждан, ни о возложении на органы местного самоуправления не предусмотренных федеральным законодательством функций правоохранительного характера.
При таком положении в удовлетворении заявленных требований прокурору Орловского района следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орловского районного суда Ростовской области от 30 марта 2011 г. отменить и принять новое решение, которым прокурору Орловского района в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону постановления администрации Орловского района Ростовской области от 11.02.2011 г. № 76 «О создании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Орловском районе» отказать.
Председательствующий
Судьи