Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 27 июня 2011 г.

Санкт-Петербургский городской суд

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. № 33-7700/2011 Судья: Павлова О.Н.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 22 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Селезневой Е.Н.

судей Вашкиной Л.И. и Белисовой О.В.

при секретаре Немченко А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/2011 по кассационному представлению прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ...(ЮрЛ1)... об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., мнение прокурора Кузьминой И.Д., поддержавшей доводы представления, объяснения представителя ...(ЮрЛ1)...,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в Фрунзенский районный суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ...(ЮрЛ1)..., просил обязать ...(ЮрЛ1)... устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге», согласовать проект с Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору в срок 30 суток, также взыскать с ответчика в пользу федерального бюджета госпошлину в размере <...> рублей.

Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ...(ЮрЛ1)... было установлено, что ...(ЮрЛ1)... осуществляет деятельность на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Проверкой было выявлено, что ответчиком нарушаются положения упомянутого Закона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ...(ЮрЛ1)... не разработан, не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге», не согласован с Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.

По факту нарушений требований законодательства об обращении с отходами прокуратурой в марте 2010 года в адрес руководителя ...(ЮрЛ1)... вынесено представление, но до настоящего времени ответ на представление не поступил, нарушения не устранены.

Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами, допущенные ...(ЮрЛ1)..., могут привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года прокурору Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к ...(ЮрЛ1)... об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства отказано.

В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, полагая его постановленным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, выслушав прокурора, представителя ответчика, обсудив доводы кассационного представления, исследовав материалы дела, не находит оснований к отмене решения.

Как видно из материалов дела, жильцы многоквартирных домов через ствол мусоропровода выбрасывают твердые бытовые коммунальные отходы в контейнеры, а уборщики мусоропроводов, работающие в ...(ЮрЛ1)..., выкатывают заполненные отходами закрытые контейнеры от мусоропроводных камер на улицу в определенное место. Работники специализированной организации ...(ЮрЛ2)... разгружают данные контейнеры с отходами в специализированную машину, после чего уборщики мусоропроводов перемещают пустой контейнер в мусороприемную камеру. При выбрасывании мусора жильцами непосредственно в контейнеры, находящиеся на контейнерных площадках, работники ...(ЮрЛ1)... подготавливают подъездные пути для подъезда спецмашин, закрывают крышками контейнеры и передают их для погрузки.

Таким образом, уборщики мусоропроводов ...(ЮрЛ1)... осуществляют изъятие твердых коммунальных отходов из мест их образования – мусороприемных камер многоквартирных жилых домов и перемещение их в контейнеры для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов ...(ЮрЛ2)... на основании договора №... от <дата>. При этом лицензия на осуществление такой деятельности у ...(ЮрЛ1)... отсутствует.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности.

Статьей 9 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В силу подпункта 74 пункта 17 Закона № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Новая редакция названной нормы (вступила в силу с 30.06.2009) предусматривает обязательность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению отходов 1-5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию).

Из представления прокурора видно, что Обществу вменяется нарушение требований законодательства об обращении с отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществление деятельности без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге» и без согласования проекта с Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.

В суде первой инстанции представитель Общества пояснил суду вышеуказанный процесс накопления отходов, а также настаивал, что транспортировка на расстояние нескольких метров оборудованных колесами контейнеров, заполненных бытовыми отходами, и установка пустых контейнеров обратно в мусороприемник не является деятельностью, связанной с обращением с отходами и требующей получение лицензии.

Услугу по вывозу твердых бытовых отходов ...(ЮрЛ1)... выполняет с привлечением специализированной организации – ...(ЮрЛ2)... по договору №... от <дата>, имеющей лицензию на осуществление такого рода деятельности.

В соответствии с п. 1.4 данного договора ...(ЮрЛ2)... принимает на себя обязательства по вывозу отходов от мест сбора на территориях домовладений до объектов переработчика. В силу пунктов 5.1.1 и 5.1.5 договора ...(ЮрЛ2)... обязано обеспечить сбор и вывоз бытовых и крупногабаритных отходов, а также обеспечить требуемое СанПиН содержание контейнеров.

Пункт 5.2.3 договора устанавливает, что ...(ЮрЛ1)... обязана при прибытии спецавтомашины подготовить груз к отправке (закрыть крышки), обеспечить содержание контейнерных площадок и подъездных путей в технически исправном состоянии, в зимнее время очистку от снега, в темное время – освещение.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в Законе установлены следующие понятия:

- сбор отходов – прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

- использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

- транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Из приведенных понятий следует, что Общество не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов может быть только с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Из материалов дела видно, что сбор с целью использования, обезвреживания и размещения отходов Обществу не вменяется. Между тем, отсутствует в его деятельности и такой вид, как сбор отходов с целью транспортирования, поскольку под транспортированием понимается не любое перемещение отходов, а только с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Обществу вменяется лишь изъятие твердых коммунальных отходов из мусороприемных камер жилых домов и перемещение их в контейнеры для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов ...(ЮрЛ2)....

Между тем, мусороприемная камера – это изолированное помещение, в которое устанавливаются контейнеры для сброса бытовых отходов через ствол мусоропровода. Причем емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта (пункт 2.2.7 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).

Таким образом, работники Общества не занимаются «изъятием» отходов из мусороприемных камер. Пунктом 2.2.7 СанПиН 42-128-4690-88 категорически запрещен сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры.

Поскольку бытовые отходы автоматически через ствол мусоропровода попадают в установленные в мусороприемных камерах контейнеры, деятельность по выставлению заполненной емкости с отходами (контейнера) к прибывшему специальному автотранспорту ...(ЮрЛ2)... не является деятельностью по сбору и перемещению коммунальных отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Подтверждением тому, что Общество не осуществляет лицензируемый вид деятельности, также является следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, лицензионными требованиями и условиями осуществления указанной деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленными требованиям.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензирования к лицензионным требованиям и условиям также относится наличие у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Для получения лицензии является обязательным представление в лицензирующий орган документов, в том числе:

- подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (подпункт «д» пункта 5 Положения о лицензировании);

- копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт «г» пункта 5 Положения о лицензировании);

- копии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт «е» пункта 5 Положения о лицензировании).

Поскольку Общество является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные жилые дома, у него отсутствуют производственные помещения и иные объекты размещения отходов I - IV класса опасности, а следовательно, Общество не имеет объективной возможности получить на такие помещения требующиеся санитарно-эпидемиологические заключения. Кроме того, отсутствует обязательность прохождения работниками Общества профессиональной подготовки и получение ими соответствующих сертификатов на право работы с отходами I - IV класса опасности только для того, чтобы иметь право выкатывать из мусороприемных камер контейнеры с бытовыми отходами.

Представитель Общества обоснованно обратил внимание суда, что оплата услуг ...(ЮрЛ2)... по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется Обществом за счет средств, полученных от жильцов обслуживаемых многоквартирных домов за соответствующую услугу – вывоз мусора.

В случае необходимости несения управляющей организацией дополнительных затрат, связанных с лицензированием, эти расходы будут включены в выставляемые гражданам счета, что увеличит их расходы по оплате услуг по обслуживанию дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая, что прокурором не представлены доказательства осуществления Обществом деятельности в области обращения с отходами, подлежащей лицензированию, заявление не подлежит удовлетворению.

Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик в результате хозяйственной и иной деятельности обращается с отходами производства и потребления, в связи с чем обязан разрабатывать проект на образование отходов и лимитов на их размещение, отвергаются судебной коллегией по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из анализа п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, следует, что у субъектов малого и среднего предпринимательства с 30.06.2009 отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда. Общество осуществляет организацию процесса по сбору и вывозу отходов, на основании договорных отношений ...(ЮрЛ2)... транспортирует отходы на захоронение и утилизацию.

Общество является субъектом среднего предпринимательства, поскольку численность его работников составляет менее 250 человек, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из штатного расписания ...(ЮрЛ1)..., согласно которой штатная численность по утвержденному <дата> штатному расписанию составляет <...> единиц.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у общества отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационное представление, доводы которого сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, и которое не содержит предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: