Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 27 июня 2011 г.

Верховный Суд Республики Карелия

Судья Орлова А.А. №33-1653/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2011 года г .Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего судьи Коваленко С.В.

судей Колбасовой Н.А., Степановой Т.Г.

при секретаре Варламовой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по иску Усковой Н.В. к администрации Петрозаводского городского округа о выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы и взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А. , объяснения представителя ответчика Карповой Ж.В. , поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Усковой Н.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ускова Н.В. обратилась в суд к а дминистрации Петрозаводского городского округа с названным иском по тем основаниям, что при выходе (...) в отставку с муниципальной службы ей была назначена доплата в размере (...) месячного должностного оклада, предусмотренная ст.17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Поскольку в связи с увеличением размера трудовой пенсии по старости сумма пенсии и доплаты достигла установленного процента, с 01 апреля 2009 года выплата указанной доплаты была прекращена. Такое незаконное и необоснованное прекращение выплаты доплаты к пенсии реально привело к ухудшению материального обеспечения истца. В связи с указанными обстоятельствами просила обязать ответчика производить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 16 июня 2010 года в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки и взыскать компенсацию морального вреда в сумме (...) (...) (...) рублей.

Уточнив в ходе судебного разбирательства предмет иска, истец просила обязать ответчика возместить причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за 11 месяцев 2009 года в размере (...) (...) (...) рублей , за 5,5 месяцев 2010 года в размере (...) (...) (...) рублей, за 6,5 месяцев 2010 года в размере (...) (...) (...) рублей. Также просила обязать ответчика п родолжить с 01 января 2011 года выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере (...) должностного оклада с коэффициентом 1,65 в сумме (...) рублей.

В судебном заседании Ускова Н.В. поддержала свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Администрация Петрозаводского городского округа представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела была извещена . В отзыве на исковые требования действующий на основании доверенности Дедов И.Л. указал , что, поскольку Петрозаводским городским Советом не установлен порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Р ешением Петрозаводского городского суда РК иск удовлетворен частично.

Суд о бязал ответчика продолжить с 01 октября 2010 года выплату истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере (...)(...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в остальной части иска отказал.

С таким решением не согласен ответчик, в кассационной жалобе действующий по доверенности Дедов И.Л. просит его отменить и вынести по делу новое решение.

В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что удовлетворение требований истца о выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», который порядо к определения размера такой доплаты не устанавливает. В связи с принятием судом решения были ограничены права Петрозаводского городского Совета на осуществление им самостоятельного правового регулирования этого вопроса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу Федерального закон а от 0 2.03. 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (п п.5 п .1 ст .23).

Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст .72 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. П о своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, указанное пенсионное обеспечение является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из статьи 11 Закона РК от 24.07. 2007г. №1107-ЗРК ( в редакции от 28.05.2010г.) «О муниципальной службе в Республике Карелия», муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом может предусматриваться установление минимального размера ежемесячной доплаты, а также установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты такой ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

В статье 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого р ешением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999г. № XXIII - XXVI /418 (в редакции о т 04.03.2008г. ), в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

В связи с принятием 28 мая 2010 года действующей в настоящее время редакции статьи 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» р ешением Петрозаводского городского Совета Петросовета от 02.09.2010 г. в статью 56 Устава были внесены изменения, вступившие в силу с 10 сентября 2010 года.

Согласно данным изменениям, при сохранении права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Судом было установлено, что Ускова Н.В. (...) была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, имеет стаж муниципальной службы 14 полных лет.

Р аспоряжением г лавы самоуправления г.Петрозаводска от (...). №(...) истцу на основании ст.17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» была установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере (...)(...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплата д оплаты производилась на основании П орядка , установленного Уставом Петрозаводского городского округа. По состоянию на март 2009 года размер указанной доплаты составлял (...)(...) рублей.

С 01 апреля 2009 года выплата ежемесячной доплаты к пенсии по старости была прекращена.

Удовлетворяя иск в части требований о выплате ежемесячной доплаты за период действия новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты и аналогии права . Такое право истца вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и Республики Карелия.

Суд проанализировал подлежащее применению к возникшим между сторонами правоотношениям законодательство, регулирующее вопросы о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения о государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно в своих решениях указывал Конституционный Суд РФ, на что также обращено внимание в решении суда.

При разрешении спора суд правильно указал, что, имея ввиду закрепленный в п.1 ст.3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п.6 ст.5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, имеются основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Исходя из указаний Конституционного Суда РФ, содержащихся в Определении от 0 1.12. 1999г. №189-0, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 24.05. 2001г. №8-П, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Указанная позиция Конституционного Суда РФ корреспондируется с позицией Европейского Суда по правам человека, который в своих решениях указывал на то , что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, но при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Поскольку с учетом приведенных норм материального права, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека, истец не может быть лишена права на выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, суд законно и обоснованно удовлетворил исковые требования в этой части.

Суд правильно обязал ответчика возобновить выплату истцу доплаты с момента установления нового законодательного регулирования этого вида социальной гарантии.

В связи с отстутствием на момент рассмотрения настоящего дела надлежащего правового регулирования порядка расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности ежемесячная доплата истца рассчитана судом по аналогии закона в размере 67 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой при выходе на пенсию, с начислением районного коэффициента и северной надбавки.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не имеется.

Вместе с э ти м установлено, что после рассмотрения данного дела в суде первой инстанции решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011г. принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа.

Указанный Порядок в установленном порядке вступил в силу 06 мая 2011 года, является нормативным правовым актом и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям .

Из неоднократно высказанной позиции Конституционного Суда РФ следует, что, у читывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, не нарушает право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (О пределения от 11.05. 2006г. , 0 3.04. 2007г. , 15.01. 2008г., 13.10.2009г.).

Таким образом, с момента вступления в законную силу Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости должна производиться в соответствии с указанным Порядком.

С учетом нового Порядка и с тажа муниципальной службы истца ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере (...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о чем следует дополнить резолютивную часть решения Петрозаводского городского суда РК .

Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дополнить второй абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

« С 06 мая 2011 года такую доплату производить Усковой Н.В. в размере (...) (...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Председательствующий:

Судьи:

.

.

.

.

.

.