Решение
Дата опубликования: 27 июня 2011 г.
Вологодский областной суд
Судья Жирохова Е.В. |
| № 33-2808/2011 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда | 24 июня 2011 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Иванова А.В., Федулина И.Н., Бузовина О.А., Романюк В.А. по доверенностям Рагозина И.Ю. на решение Вытегорского районного суда от 28.04.2011, которым в удовлетворении заявленных требований Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. об отмене постановления администрации сельского поселения Андомское от 31.03.2011 №... и возложении на главу администрации сельского поселения Андомское обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения Романюка В.А., Бузовина О.А., их представителя и представителя Иванова А.В., Федулова И.Н. – Рагозина И.Ю., объяснения представителя Администрации сельского поселения Андомское Вытегорского муниципального района Знитинюк В.Я., судебная коллегия
установила:
Иванов А.В., Бузовин О.А., Романюк В.А. являются собственниками по ... доле каждый земельных участков площадью по ... кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером ..., расположенным <адрес>, и с кадастровым номером ..., расположенным <адрес>.
Федулину И.Н., Бузовину О.А., Романюк В.А. принадлежит по ... доле каждому в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенного <адрес>.
Федулин И.Н., Бузовин О.А., Романюк В.А. и Иванов А.В. обратились в Администрацию сельского поседения Андомское Вытегорского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ..., находящихся в общей долевой собственности с вида «для сельскохозяйственного назначения» на вид «для садоводства», в чем постановлением Администрации сельского поселения Андомское от 31.03.2011 было отказано.
Оспаривая правомерность принятого решения, Бузовин О.А., Романюк В.А., Иванов А.В., Федулин И.Н. обратились в суд с заявлением об отмене постановления главы Администрации сельского поселения Андомское от 31.03.2011 №... и возложении на главу Администрации сельского поселения Андомское обязанности по изменению вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: ... с «сельскохозяйственного использования» на вид «для садоводства».
Требования мотивировали тем, что согласно пункту 3 части 1, пункту 2 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 указанного Кодекса. Из частей 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков были проведены в Администрации сельского поселения Андомское 28.03.2011. В результате участники собрания проголосовали за изменение вида разрешенного использования земельных участков и рекомендовали главе сельского поселения изменить вид разрешенного использования. Однако главой органа местного самоуправления было принято постановление об отказе в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования.
В судебном заседании представитель Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. по доверенностям Рагозин И.Ю. требования уточнил, просил отменить постановление Администрации сельского поселения Андомское от 31.03.2011 №... и возложить на главу Администрации сельского поселения Андомское обязанность по изменению вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ... с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Дополнительно пояснил, что в оспариваемом постановлении не указаны основания отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Ссылки в преамбуле постановления на части 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации, письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 08.07.2008 №..., решения Совета сельского поселения Андомское от 19.10.2009 №... и от 18.03.2011 №... необоснованны, поскольку указанные нормы не содержат запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Представитель Администрации сельского поселения Андомское мотивировал отказ отсутствием проведения зонирования, не установлением градостроительного регламента и необходимости изменения категории земель. Однако требований о переводе земельных участков из одной категории в другую заявители не предъявляли. Кроме того, из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 02.07.2010 №... следует, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указанный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Таким образом, требования к зонированию территории, определенные главой 3 указанного Закона, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства, то есть зонирование территорий земельных участков необходимо только в тех случаях, если собственники земельных участков обратятся в Администрацию сельского поселения с заявлением о создании садоводческого товарищества. Указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Кроме того, до 01.01.2012 изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Градостроительный регламент в данном случае не обязателен. Полагал, что из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области можно сделать вывод, что земельные участки, принадлежащие заявителям на праве общей долевой собственности, не входят в особо охраняемую природную зону, поскольку сведения и наличии ограничений и обременений указанных объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости не вносились.
Заинтересованное лицо – глава сельского поселения Андомское Вытегорского муниципального района Тямкова О.И. и ее представитель по доверенности Знитиняк В.Я. в судебном заседании с заявлением не согласились, пояснили, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. На основании части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Однако градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки заявителей относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Перевод данных участков на другой вид использования осуществляется в исключительных случаях. Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 – ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. У главы местной администрации должен быть нормативный документ, подтверждающий его полномочия по изменению вида использования земельных участков. У главы сельского поселения Андомское таких полномочий не имеется. Глава сельского поселения может изменить вид разрешенного использования только тех земель, на которые распространяется действие градостроительного регламента, до принятия правил землепользования и застройки. На земли сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. В соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.07.2008 №... «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения» изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. Кроме того, земельные участки, принадлежащие заявителям на праве общей долевой собственности, в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 07.06.2009 №... ... входят в особо охраняемую природную территорию областного значения и находятся в границах охраняемого природного комплекса « ...». Особо охраняемая природная территория образована без изъятия земельных участков у землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников. В подпункте 4 пункта 8.1 Положения об особо охраняемой природной территории областного значения охраняемого природного комплекса « ...» указано, что на всей территории комплекса запрещается предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, дачного, жилищного и гаражного строительства. Указали, что в соответствии с пунктом 2.13 Положения о публичных слушаниях публичные слушания носят рекомендательный характер. Ответственность за принятое решение несет глава поселения. Полагали, что невнесение в кадастровые паспорта земельных участков заявителей обременений не может служить препятствием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков, поскольку они находятся в границах особо охраняемой природной территории. Указали, что земельные участки можно использовать, не меняя вид их разрешенного использования.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель Иванова А.В., Федулина И.Н., Бузовина О.А., Романюк В.А. по доверенностям Рагозин И.Ю. просит судебное решение отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель главы Администрации сельского поселения Андомское Вытегорского муниципального района по доверенности Знитиняк В.Я. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, к которым, в том числе, относятся земли сельскохозяйственного назначения. При этом указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 - ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Следовательно, впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего. Обязанность в безусловном порядке при обращении собственника земельного участка изменить вид разрешенного использования земельного участка законом на главу местной администрации не возложена.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Бузовиным О.А., Романюк В.А., Ивановым А.В., Федулиным И.Н. не приведены правовые основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельных участков, вывод суда первой инстанции о соответствии постановления Администрации сельского поселения Андомское от 31.03.2011 об отказе в изменении вида разрешенного использования объектов недвижимости нормам действующего законодательства является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о том, что земельные участки не находятся в особо охраняемой зоне, опровергаются материалами дела, в частности письмами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 25.04.2011, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры от 24.03.2011, Положением об особо охраняемой природной территории областного значения ..., утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 07.07.2009 №..., устанавливающим местоположение и площадь особо охраняемой территории с описанием границ, и запрещающим предоставление земельных участков гражданам и их объединениям, в том числе для ведения садоводства, на всей территории охраняемого природного комплекса « ...» (подпункт 4 пункта 8.1 Положения).
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства на имеют для суда заранее установленной силы. Оценка доказательств произведена судом первой инстанции по правилам относимости и допустимости в их совокупности.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанные судом первой инстанции выводы, в связи с чем оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вытегорского районного суда от 28.04.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Иванова А.В., Федулина И.Н., Бузовина О.А., Романюк В.А. по доверенностям Рагозина И.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: