Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 11 марта 2013 г.

Верхнепышминский городской суд Свердловской области

Дело № 2-233/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхняя Пышма 13 Февраля 2013 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.

при секретаре – Болдуевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Шерстнева Ильи Игоревича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Верхняя Пышма, действующий в интересах Шерстнева И.И., обратился в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, о включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что Шерстнев И.И., ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы ГО Верхняя Пышма от 25.10.2012. № 1837 признан малоимущим и включен в общий список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. Шерстнев И.И. выполнял специальные задачи в зоне военного конфликта на территории Чеченской республики, и согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ. серии № № имеет права и льготы, предусмотренные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Получив в июне 2004 года удостоверение, Шерстнев И.И., в устном порядке обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма, с тем, чтобы его поставили в очередь на получение жилого помещения, с учетом имеющихся у него льгот. На тот момент Шерстнев И.И. был зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его матери, по адресу: <адрес>, общей площадью – № с количеством зарегистрированных в доме троих человек, и, получив также, в устном порядке, разъяснение о том, что учетная норма жилого помещения должна составлять 15 кв.м. на человека, на учет поставлен не был. В дальнейшем, нуждаемость Шерстнева И.И. в жилом помещении, продолжала иметь место. В результате длительного конфликта с матерью, Шерстнев И.И. вынужден был 20.09.2012. сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, и зарегистрироваться по месту жительства своей тещи – ФИО5, по адресу: <адрес>. В настоящее по данному адресу в жилом помещении зарегистрировано, с учетом Шерстнева И.И., пять человек, при наличии общей площади жилого помещения – №.

В соответствии с постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма от 21.10.2005. № 3123 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории МО Верхняя Пышма», учетная норма составляет 12 кв.м. на человека. С учетом вышеуказанных площади жилого помещения, и количества граждан в нем проживающих, учетной нормы предоставления- 12 кв.м. на одного человека, у Шерстнева И.И. появилось основание вновь обратиться в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением, что и было сделано с его стороны, 19.10.2012., поскольку на одного человека в жилом помещении, в котором проживает истец, норма жилой площади на одного человека составляет №.

На основании представленного Шерстневым И.И. заявления о признании его малоимущим и включении в список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, и представленных им документов, постановлением администрации ГО Верхняя Пышма № 1837 от 25.10.2012., Шерстнев М.И., составом семьи три человека, признан малоимущим и включен в список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с главой 2 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006. № 357-ПП, средства федерального бюджета направляются на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.

Для вышеуказанной категории граждан установлены различные формы обеспечения жилыми помещениями, но для тех из них, кто был принят на учет после 01.03.2005., не предусматривалась возможность получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилья на основании постановлений Правительства Российской Федерации, как это предусмотрено в отношении граждан данной категории, которые были приняты на учет до 01.01.2005.

Считает, что непредставление Шерстневым И.И. в срок до 01.01.2005. в администрацию ГО Верхняя Пышма заявления о постановке на учет как ветерана боевых действий, не лишает его такого статуса и права на льготное предоставление жилого помещения, которое у него возникло до 01.01.2005., а именно, при получении удостоверения Ветерана боевых действий, 23.06.2004.

Однако, Шерстневу И.И., в удовлетворении заявлении о включении его в список, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005., ответчиком отказано 25.10.2012.

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21.12.2012. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (л.д.35).

В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма – Пигалицына М.С., в интересах Шерстнева И.И., исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные – указанным в исковом заявлении. Просила признать Шерстнева И.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, возложить на администрацию ГО Верхняя Пышма обязанность включить Шерстнева И.И. в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005.

Истец Шерстнев И.И. в судебном заседании исковые требования также поддержал. Дал аналогичные объяснения. Просил признать Шерстнева И.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, возложить на администрацию ГО Верхняя Пышма обязанность включить Шерстнева И.И. в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005.

Представитель ответчика – администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление, представитель ответчика – Першина О.В., действующая на основании доверенности № 8-02 от 09.01.2013., просила рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие администрации ГО Верхняя Пышма.

Представитель третьего лица – Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области в судебное заседание не явился, хотя также, надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте судебного разбирательства, путем направления судебной повестки факсимильной связью (л.д.32).

С учетом требований ч.ч.3,4,5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения помощника прокурора Пигалицыной М.С., истца Шерстнева И.И., суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание: представителя ответчика и предстаивтеля третьего лица.

При решении вопроса о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствии неявившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица, суд учитывает, что по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. При этом, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Выслушав помощника прокурора г. Верхняя Пышма Пигалицыну М.С., истца Шерстнева И.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ в редакции от 16.10.2012.), военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, относятся к ветеранам боевых действий.

Согласно ч.1 ст.16 вышеуказанного федерального закона, регламентирующей меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются, в числе других мер социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Как следует из удостоверения № 0285371, выданного 23.06.2004. военным комиссариатом Свердловской области, Шерстнев Илья Игоревич является ветераном боевых действий, и имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.6).

Из постановления № 1837 от 25.10.2012. « О признании граждан малоимущими, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, Шерстнев Илья Игоревич, ДД.ММ.ГГГГ, проживающий по адресу: <адрес>, составом семьи 3 человека, признан малоимущим и включен в список очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма (л.д.8).

Согласно направленному в адрес Шерстнева И.И. письма администрации ГО Верхняя Пышма № 4035-03 от 25.10.2012. по вопросу предоставления ему жилого помещения как участнику боевых действий, Шерстневу И.И разъяснено, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006. № 357-ПП, участники боевых действий, вставшие на учет до 01.01.2005., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 01.01.2005., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, то есть, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем, включение Шерстнева И.И. в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005., не представляется возможным (л.д.7).

Таким образом, оценив все доказательства по делу, в их совокупности, на основе полного, объективного, всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Шерстнева И.И., по следующим основаниям.

Как следует из содержания и смысла Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в редакции от 16.10.2012.), этот федеральный закон создает для данной категории граждан льготные условия реализации конституционного права на жилище. Основанием для бесплатного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступает наличие у гражданина специального правового статуса – ветеран, в том числе, боевых действий, которым, как установлено в судебном заседании, обладает Шерстнев И.И., с 23.06.2004. Поэтому, со дня получения статуса ветерана боевых действий, у Шерстнева И.И. имелось право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, заключенное в подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».

Закон Российской Федерации «О ветеранах» в редакции, действовавшей на момент, когда Шерстнев И.И. приобрел статус ветерана боевых действий, и до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004. № 122-ФЗ, то есть, до 01.01.2005., предусматривал для ветеранов первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такое регулирование имело целью создания для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, и основанием для бесплатного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса – ветерана, в том числе, боевых действий, которым обладает Шерстнев И.И., с 2004 года.

Федеральным законом «О ветеранах», принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам, в натуральной форме, заменена на денежные выплаты, в частности, изменился порядок обеспечения жильем ветеранов: для тех, кто приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005., предоставляется право на обеспечение жилой площадью путем предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, а принятые на учет после 01.01.2005., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2009. № 17-П, это означает, что изменение в отношении граждан, принятые на учет после 01.01.2005., формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, проанализировав в системном толковании вышеуказанные нормы закона, постановление Правительства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает, несмотря на то, что Шерстневым И.И., как ветераном боевых действий, своевременно не реализовано право о постановке на учет с целью обеспечения жилым помещением, до 01.01.2005., учитывая положения ст.19, ст.40 Конституции Российской Федерации, подп.3 п.1 ст.16 Федерального Закона Российской Федерации «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на тот период, когда Шерстнев И.И. приобрел статус ветерана боевых действий, 23.06.2004.), устанавливающих, что изменение условий и порядка обеспечения жильем ветеранов боевых действий не может ухудшать положения одной и той же категории граждан, необходимо исходить из того, что, независимо от обстоятельств признания Шерстнева И.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005., он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Судом установлено, что Шерстнев И.И. имеет статус ветерана боевых действий, у него возникло право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Доводы представителя ответчика – Першиной О.В., действующей на основании доверенности № 8-02 от 09.01.2013. в представленном суду письменном отзыве о том, что у Шерстнева И.И. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не возникло, так как в соответствии с вышеуказанным федеральным законом, с учетом внесенных в него изменений, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется только в отношении тех граждан, которые встали на учет до 01.01.2005., суд считает несостоятельными, поскольку изменение в отношении вышеуказанной категории граждан формы предоставления мер социальной поддержки не может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья.

Предоставление Шерстневым И.И. документов в администрацию ГО Верхняя Пышма с целью реализации гарантированного ему государством права на обеспечение жильем, после 01.01.2005., не должно лишать его социальных гарантий как участника боевых действий, и не должно нарушать его прав на жилье, предусмотренных ст.40 Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 12, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Шерстнева Ильи Игоревича, к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Верхняя Пышма признать Шерстнева Илью Игоревича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, и включить его в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, по праву, возникшему до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате 13.02.2013.

Судья Н.Н. Мочалова.