Решение
Дело: 2-1214/2014
Дата опубликования: 30 сентября 2014 г.
Кузьминский районный суд Москвы
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.06.2014 г. Кузьминский районный суд г.Москвы, в лице, председательствующего судьи Езерской Ж.А., при секретаре Бородковой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова П. Ю. к НД № 3 ГКУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» о признании незаконными действий об установлении диспансерного наблюдения и незаконно выставленных диагнозов,
установил:
Козлов П.Ю. обратился с исковыми требованиями к НД № 3 ГКУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» о признании незаконными действий об установлении диспансерного наблюдения и незаконно выставленных диагнозов.
В обосновании заявленных требований указал, что 27.03.2010 г. обратился в службу «скорой медицинской помощи» из-за плохого самочувствия, вызванного алкогольным опьянением. Приехавшие по его вызову врачи, направили его в Наркологическую клиническую больницу № 17 ДЗ г. Москвы в отделение неотложной наркологической помощи. После оказанной медицинской помощи в ОННП для дальнейшего лечения его перевели в 16-е отделение НКБ № 17 ДЗМ. Спустя полтора месяца его вызвали в Наркологический диспансер № 5. 26.11.2013 г. обратился в МНПЦ наркологии ДЗМ Наркологический диспансер № 5 с заявлением о его несогласии с тем, что без его согласия поставили на наркологический учет и просил снять с регистрационного учета. Просил признать незаконной постановку его на диспансерный наркологический учет в ГКУЗ «МНПЦЦ наркологии ДЗМ», признать диагноз «хронический алкоголизм 2 ст., обязать снять с диспансерного учета.
Стороны, извещены о явке в суд.
Представитель истца в суд явился, поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в суд явился, возражал против, заявленного требования, указав, что все действия были законными и Козлов П.Ю. законно был поставлен на диспансерный учет, и он не был с него снят, так как не являлся на обследование.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему, -
Судом установлено, что с 27 марта по 02 апреля 2010 г. Козлов П.Ю. находился на стационарном лечение в психиатрической клинической больнице № 17 г.Москвы, где ему был выставлен диагноз «Хронический алкоголизм 2 стадии».
В мае 2010 г. на истца была заведена амбулаторная карта больного в наркологическом диспансере.
При заведении амбулаторной карты, на основании выписки из ПКБ «№ 17, заочно и без осмотра Козлова П.Ю. был выставлен диагноз: «Хронический алкоголизм 2 ст.».
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 28.12.2013) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так ив стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.
Диагнозы выставлены без соблюдения действующих документов Минздрава СССР, Минздрава РФ, Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Судом установлено, что Козлов П.Ю. был поставлен на профилактический учет в 2010 г. ни на основании диагноза «Хронический алкоголизм 2 ст.», согласно выписки из 17 больницы.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств – 1 год.
Несмотря на отсутствия данных о приеме каких-либо наркотических или алкогольных препаратов, в отсутствие правильно выставленного заболевания, Козлов П.Ю. стали вызывать повестками в диспансер и в отделение милиции, что указывает, что в отношении него установлено диспансерное наблюдение.
В соответствии со ст. 27 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 28.12.2013) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (вместе с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания")На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у).
На основании п. 14 приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 N 513н (ред. от 22.05.2009) "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (вместе с "Порядком организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации") решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется протоколом врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносится в медицинскую документацию.
Согласно п. 18 "Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в клиниках высших медицинских учебных заведений, институтов усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтов)" (утв. Минздравом СССР от 14.07.1975 N 06-14/6, согласовано с ВЦСПС от 08.08.1975 протокол N 19) Данные освидетельствования больного и решение врачебно - консультационной комиссии записываются в первичных медицинских документах, установленной формы, а также в книге записей заключений ВКК (учетная ф. 35) и подписываются председателем врачебно - консультационной комиссии и лечащим врачом.
Учетная форма журнала ВКК ф.35 утверждена Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения". Письмом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 г. № 14-6/242888, указано, что после отмены данного документа, по рекомендации Минздрава России использовали старые бланки, так как новые созданы не были.
Как усматривается из амбулаторной карты комиссии психиатров о постановке на диспансерный учете (наблюдение) у психиатра (психиатра-нарколога) не имеется, как и не содержится мотивированного решения данной комиссии. Ответчиком не представлено доказательств, что в журнале диспансерного наблюдения также имеется решение комиссии, в связи с этим оснований для постановки на диспансерный учет, согласно представленным документам не имеется.
Согласно Приказа Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией" п. 3.4 на основании осмотра лица, проведения лабораторных исследований и изучения материалов врач-нарколог устанавливает диагноз заболевания или факт потребления наркотиков либо принимает решение о необходимости стационарного обследования, о чем составляется письменное заключение.
Согласно п. 5.1., 5.4 Приказа Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109
при установлении в результате медицинского освидетельствования у лица диагноза "наркомания", "токсикомания", факта потребления наркотических или других средств, влекущих одурманивание, на него заполняется "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (учетная форма N 030-1/у). Установление диагноза или факта потребления наркотических или других средств, влекущих одурманивание, и решение вопроса о постановке на учет врачом-наркологом зависят от всей совокупности данных обследования и имеющихся объективных материалов; при этом отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. Согласно приказа Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988 г. диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в строгом соблюдении действующих документов Минздрава СССР.
Тогда как, Козлов П.Ю., согласно амбулаторной карты, врачом-наркологом осмотрен не был, лабораторные исследования проведены не были, однако ему был выставлен новый диагноз медсестрой и он вновь был поставлен на диспансерное наблюдение. Решения ВКК о постановке на диспансерное наблюдение в амбулаторной карте отсутствует.
Основой диагноза алкоголизма является клиническая симптоматика. При отсутствии клинических признаков болезни только данные лабораторных исследований не могут быть основанием диагноза, несмотря на бесспорную объективность.
Ведущими расстройствами при алкоголизме является патологическое влечение к алкоголю и абстинентный синдром (похмелье) при прекращении приема алкоголя. В процессе заболевания развиваются сомато-неврологические (разнообразные и множественные поражения внутренних органов – сердечно-сосудистой системы, печени, желудочно-кишечного-тракта, центральной и периферической нервной системы и другое) и социальные осложнения.
Стадии развития алкоголизма:
•начальные признаки - на фоне бытового пьянства уменьшаются признаки интоксикации; и в опьянении и в трезвом состоянии поднимается жизненный тонус, настроение; при похмелье исчезает отвращение при мыслях о спиртном.
•первая стадия (длится 1-4 года) – возрастает переносимость алкоголя, рвоты при передозировке нет, сидром психической зависимости (постоянные мысли о спиртном, дискомфорт в трезвом состоянии), физической зависимости нет.
•вторая стадия (длится 5-15 лет) – ежедневное пьянство, максимальная переносимость спиртного, сидром психической зависимости (психическое благополучие зависит от приема алкоголя, в трезвом состоянии неспособность к умственной работе), физическая зависимость (неудержимое влечение к алкоголю, искажающее представления о нравственных ценностях, в трезвом состоянии подавлен, неработоспособен, прием алкоголя восстанавливает физические функции); поражаются внутренние органы (сердце, печень и др.), снижается интеллект.
•третья стадия (длится 5-10 лет) – снижение переносимости спиртного, глубокое опьянение достигается малыми дозами, физическое и психическое истощение (почти отсутствуют эмоции, кроме злобы, жестокости), неспособность к продуктивной деятельности, нуждаемость в постоянном контроле, поражаются нервная система и почти все внутренние органы, отсутствие количественного контроля выпитого часто приводят к смертельному исходу.
Анамнез. У больных обычно имеются трудности в семье, проблемы с работой (включая абсентеизм - прогулы, невыход на работу без уважительной причины), проблемы с законом, возникающие при вождении машины в нетрезвом виде, нарушения общественного порядка и т.д. При изучении анамнеза заболевания следует обращать внимание на нарушения физического состояния, связанные с употреблением алкоголя; это могут быть: •неврологические симптомы - провалы памяти, судорожные припадки, алкогольный делирий, синдром Вернике-Корсакова, дегенерация мозжечка, нейропатия, миопатия. •гастроэнтерологические симптомы - эзофагит, гастрит, панкреатит, гепатит, цирроз печени, кровотечения из ЖКТ, •сердечно-сосудистые симптомы – артериальная гипертензия, кардиомиопатия, •гематологические симптомы - макроцитоз, дефицит фолата, тромбоцитопения, лейкопения, •эндокринные симптомы - атрофия тестикул, аменорея, бесплодие, •скелетные симптомы - переломы, остеонекроз,•инфекционные симптомы.
Однако из материалов дела не усматривается, что Козлов П.Ю. ежедневно находился в состоянии алкогольного опьянения в течение 5-15 лет, так как согласно его деятельности, водитель «Скорой помощи» он не мог злоупотреблять алкоголем столь длительное время.
Согласно представленной для исследования выписке из НК № 17 ДЗ г.Москвы ему был поставлен диагноз «Хронический алкоголизм 2 ст., Псевдозапойная форма пьянства. Заострение личности по возбудимому типу. Высокопрогредиентое течение, при этом данный диагноз ставиться при объективном исследовании. Психические и соматические симптомы, имевшиеся согласно представленной документации на фоне его алкогольного опьянения могут возникнуть не только при абстинентном синдроме, но и при остром отравлении алкоголем или патологическом опьянении без хронического алкоголизма. Дифференциальный диагноз указанный в эпикризе у Козлова М.Ю. при однократной госпитализации значительно затруднен и мог быть возможным только при повторном его лечении по поводу похожих наркологических расстройств. Суд считает, что алкогольное опьянение, имевшееся на момент поступления истца в стационар может ставить под сомнения адекватность излагаемой им амнестической информации. У Козлова была острая алкогольная интоксикация без зависимости от алкоголя, что указывает: наличие к соответствующей симптоматики на фоне алкогольного опьянения, полное ее купирование через двое суток после проведения деинтоксикационной терапии, а также отсутствие объективных медицинских сведений о лечении по поводу хронического алколизма.
Суд считает, что Козлов П.Ю. в нарушение закона, было установлено диспансерное наблюдение и выставлены диагнозы «алкогольная зависимость 2 ст.», не на основании выписки из 15 больницы, и без решения врачебной комиссии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Признать незаконной постановку Козлова П. Ю. на диспансерный наркологический учет в ГКУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» с диагнозом «хронический алкоголизм 2 ст.».
Обязать ГКУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» снять Козлова П. Ю. с диспансерного учета.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца.
Судья