Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-18052/2015

Дата опубликования: 19 августа 2015 г.

Московский областной суд

Судья Стебунова Е.Ю. Дело № 33-18052/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хугаева А.Г.,

судей Кирщиной И.П., Бурцевой Л.Н.,

при секретаре Крюковой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу Калыгина М. О., представляющего интересы несовершеннолетней Калыгиной В. М. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 апреля 2015 года по делу по иску Калыгина М. О., представляющего интересы несовершеннолетней к Администрации О. муниципального района о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня,

заслушав доклад судьи Хугаева А.Г., объяснения Калыгина М.О., его представителя Дружинина К.А.,

УСТАНОВИЛА:

Калыгин М.О., представляющий интересы несовершеннолетней Калыгиной В., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (12-часового пребывания) муниципального дошкольного образовательного учреждении, расположенного в поселке ВНИИССОК Одинцовского района Московской области.

В обоснование заявленных требований указал, что его дочь стояла в очереди на получение места в дошкольном учреждении. При постановке на учет и с последующими изменениями истец выбрал для получения места МБДОУ №12, расположенное в пос. ВНИИССОК Одинцовского района, то есть в разумной близости от места жительства ребенка. На настоящий момент свободное место в МДОУ не территории ВНИИССОК для Виктории не организовано, не предоставлено и не предлагалось.

Истец и его представитель в судебном заседании на требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась, поскольку в детских садах, расположенных в пос. ВНИИССОК отсутствуют свободные места длительного пребывания. Истцу предлагались места в других детских садах, но он отказался.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 29 апреля 2015 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановленным решением суда, истец обжалует его в апелляционном порядке, указывая на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Калыгина В.М. родилась 21.10.2011г.

20.12.2011г. Калыгин М.О., отец Калыгиной В.М., подал заявление о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении №12 п. ВНИИССОК, №21 г. Одинцово, №4 г. Одинцово начиная с 01.08.2014г. с полным днем пребывания (12 часов).

04.12.2014г. родителям В. предложены места в других детских учреждениях, поскольку в пос. ВНИИССОК отсутствовали свободные места в детских садах.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив отсутствие свободных мест длительного пребывания в детских учреждениях пос. ВНИИССОК, а также отсутствие оснований для внеочередного или первоочередного предоставления места дочери истца в дошкольных образовательных учреждениях, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из изложенного выше следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Поскольку заявителем были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителя), Администрация обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.

Непредоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.

При таком положении суд не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Таким образом, при принятии оспариваемого решения судом допущены существенные нарушения норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 апреля 2015 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Калыгина М. О. удовлетворить.

Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить в течение одного месяца Калыгину М. О. для Калыгиной В. М. свободное место в группе полного дня (12-часов пребывания) муниципального дошкольного образовательного учреждения, расположенного в поселке ВНИИССОК Одинцовского муниципального района Московской области.

Председательствующий

Судьи