Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-3193/2015

Дата опубликования: 4 февраля 2016 г.

Динской районный суд Краснодарского края

к делу № 2-3193/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2015 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Клинкова А.Н.

при секретаре Украинской А.С.

с участием прокурора Обуховой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамонтова Е.Ю. к администрации муниципального образования Динской район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Мамонтова Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Динской район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением, и обязании включения в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением указав, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее мать – ФИО4 в браке с ее отцом не состояла, умерла ДД.ММ.ГГГГ, от рук ее отца – ФИО5, отцовство которого установлено по совместному заявлению родителей. Отец – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был осужден Анапским городским судом <адрес> по ст.103 УК РСФСР – за убийство ее матери – ФИО4 к 10 годам лишения свободы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась и училась в государственных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержалась как сирота на полном государственном обеспечении. В ДД.ММ.ГГГГ году после окончания ПТУ № <адрес> и получения диплома по специальности «Штукатур-маляр» убыла в Динской район Краснодарского края, где было предоставлено в общежитии «койко-место». С этого времени больше не училась, пошла работать. Права на жилье за ней закреплены не были. Решением Динского районного суда Краснодарского края от 29.09.2015 года был установлен юридический факт, того, что на ДД.ММ.ГГГГг., Мамонтова Е.Ю. являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обладая юридическими знаниями, не знала о существовании гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, своевременно не обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Жилого помещения в собственности не имела и не имеет, при обращении в администрацию МО Динской район с заявлением о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получила отказ и рекомендацию обратится в суд за восстановлением своего права.

Ссылаясь на Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона № 1748-КЗ от 30.06.2009г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», Закон № 3213-КЗ от 03 июля 2015 года о внесении изменений в закон «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», просит суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как относящейся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчиков включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В судебном заседании Мамонтова Е.Ю. исковые требования уточнила, просила суд только признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как относящейся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего 23 лет, пояснив, что в Динском районе проживает более 20 лет, не замужем, имеет ребенка-инвалида, собственного жилья не имеет, проживают с сыном в съемном жилье - одной комнате, где также купаются и готовят еду. Ранее обращалась в администрацию по поводу предоставления жилого помещения, однако никто не давал ответа.

Представитель ответчика - администрации МО Динской район Литвиненко А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика – Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно

Представитель третьего лица - Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Динской район просила дело рассмотреть в ее отсутствие, при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика - администрации МО Динской район, исследовав письменные доказательства, выслушав мнение прокурора участвующего в деле, полагавшего подлежащими удовлетворению требований истца о признании за ней права на обеспечение жилым помещением, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

в силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как установлено в судебном заседании, Мамонтова Е.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе отец указан ФИО5, в графе мать – ФИО4, что подтверждается повторным свидетельством о рождении, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС города-курорта Анапа управления ЗАГС Краснодарского края.

Согласно копии свидетельства о смерти выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС города-курорта Анапа управления ЗАГС Краснодарского края, мать истца – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором Анапского городского народного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 осужден по ст.103 УК РСФСР к лишению свободы на срок 10 лет.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Мамонтова Е.Ю. прибыла в Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательную школу-интернат № (VIII вида) <адрес> из школы-интернат № <адрес>. Выбыла в Родниковскую школу-интернат <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается справкой от 17.03.2014г. №.

Согласно справке № от 13.03.2014г. выданной ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат <адрес>, истец воспитывалась в школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении. Выла в Шабельскую вспомогательную школу-интернат <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Мамонтова Е.Ю. обучалась в ГБС(К)ОУ школа-интернат <адрес>, убыв в СПТУ № <адрес>, что подтверждается справкой от 19.03.2014г. №.

Судом также установлено, что Мамонтова Е.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО ПУ № <адрес>) по профессии «штукатур, маляр» относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 29.09.2015 года был установлен юридический факт, того, что на ДД.ММ.ГГГГг., Мамонтова Е.Ю. являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, до достижения 18 летнего возраста Мамонтова Е.Ю. являлась лицом, оставшимся без попечения родителей.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствие со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение должны устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 1 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствие со ст. 2 Закона Краснодарского края №1748-КЗ лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 5 названного Закона Краснодарского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, а также получивших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из ответа администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ за № о рассмотрении обращения истца, Мамонтова Е.Ю., являющейся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшей возраста 23 лет, не обратившейся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, разъяснено право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ней права на обеспечение жилым помещением.

С ДД.ММ.ГГГГ Мамонтова Е.Ю. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца.

В настоящее время Мамонтова Е.Ю. объектов недвижимости в собственности не имеет.

Следовательно, Мамонтова Е.Ю., в соответствие со ст. 1 ФЗ РФ № 159 от 21 декабря 1996 года, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, имеющих дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

Из преамбулы и ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. При буквальном толковании данной правовой нормы это означает, что гарантируемая указанным в Федеральном законе лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако такая социальная поддержка не может считаться фактически реализованной до момента, когда соответствующее жилое помещение будет предоставлено нуждающемуся гражданину из числа малоимущих.

Как установлено судом, Мамонтова Е.Ю., имеющая статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказалась в трудной жизненной ситуации, социально незащищена, не замужем, имеет на иждивении сына инвалида, жилья не имеет, проживает в комнате муниципального общежития, по договору социального найма.

В соответствии со ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ (ред. от 03.07.2015) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.

Формирование списка осуществляется путем внесения представленных уполномоченными органами местного самоуправления сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицах, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в единую базу данных, а также систематизации и обновления указанных сведений.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.

Заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет.

Статьей 7 указанного закона также определено, что лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Мамонтова Е.Ю. о признании за ней права на обеспечение жилым помещением, как относящейся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать за Мамонтова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, право на обеспечение жилым помещением, как относящейся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Клинков